На основе анализа педагогического опыта этого лицея А.М. Саранов выделил критерии сформированности авторской педагогической системы:
- субъектность педагога в его профессиональной деятельности, что выражается в авторском подходе к постановке целей, выработке содержания занятий, разработке средств создания ситуаций развития личности воспитанника;
- адаптированность методической системы (конструкции методик, приемов и техник) к индивидуально-стилевым особенностям учителя;
- соавторство учителя и ученика в разработке всех компонентов педагогического процесса – его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания и др.;
- технологичность педагогической деятельности, ее результативность, совпадение результатов педагогического процесса с диагностично заданной целью;
- обеспечение единства личностно-смыслового и когнитивного развития учащегося.
Авторская педагогическая система, основанная на личностно-ориентированной педагогической деятельности, предполагает, что у педагога адекватным образом формируется и собственная ценностно-смысловая сфера личности.
Классно-урочная система Я.А. Коменского. Я. А. Коменский обосновал принципы, цели и общее назначение образования:
Принцип социальной полезности образования.
Принцип социального равенства и справедливости в образовательной политике.
Новая иерархия, целей образования. Приоритет имеет разум. Приоритет разума постоянно подкрепляется наставлениями педагогам: побуждать детей к собственным размышлениям, поискам. На втором месте уверенно стоит «господство над тварями и людьми. Лишь третье место отведено отношению между Богом и человеком, причем задача ставится весьма либерально: «стать радостью своего Творца».
Принцип универсальности знаний
Ориентация на человеческий род, а не на благо отдельного государства.
Весь школьный процесс, по Коменскому, распадается на 41 последовательных элемента, каждому из которых соответствует определенная школьная ступень. Первую он называет материнской школой – обучение в ней продолжается до 6 лет и по сути представляет собой современные детские сады. Главная задача школы первой ступени заключается в заботе о здоровье, интеллектуальном развитии ребенка. Уже с трех лет необходимо начинать обучение таким предметам, как: физика, астрономия, география, история, экономика, политика, риторика, поэтика. Вторая ступень образовательного процесса – элементарная школа (с 6 до12 лет) и соответствует периоду отрочества. Обучение должно вестись исключительно на родном языке и должно быть ориентированным на чтение, письмо, счет, пение, знание наизусть псалмов, божественных историй, церковных песнопений, усвоение нравственных, политических и экономических правил, ремесло. Третья ступень – латинская школа, которая охватывает возраст от 12 до 18 лет. Обучение в ней во многом схоже с гимназическим образованием того времени: предметный курс охватывает традиционный цикл 7 свободных искусств – физику, географию, историю и др.С 18 лет начиналось обучение в академии – высшей ступени всего образовательного процесса, предусмотренного Коменским (18 – 24 года), которая в принципиальных основаниях являлась аналогом по отношению к университетам того времени. Академия должна была иметь три факультета – богословский, медицинский и юридический, на которых основным методом обучения было бы собеседование.
Воспитание джентльмена. В авторской педагогической системе Джона Локка нашла отражение его эмпирико-сенсуалистическая теория познания. Он считал, что для того, чтобы человек счастливо и разумно жил в условиях свободы, не ущемляя свободу других, его нужно готовить к этому с раннего детства. Он устанавливает почти полное царство свободы для ребенка. Детская; любознательность постоянно требует пищи, поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы правильно подбирать и предлагать увлекательные знания и интересные задачи, причем не принудительно, а в качестве лучшего из развлечений. При этом всячески стимулируется творческое воображение и способность самого ребенка.
Реализация идеи природосообразного развития в педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. И.Г. Песталоцци полагал, что занятия трудом соответствуют естественному стремлению детей к деятельности. Но сам по себе труд в воспитательном отношении нейтрален: первостепенное значение имеет его педагогическая целесообразность и личность педагога. Зародились идеи о поэлементном первоначальном обучении как способе развития личности воспитанника. В объектах познания и деятельности детей должны выделяться простейшие элементы, усвоение которых позволяет непрерывно продвигаться от одной ступени к другой. В итоге должно достигаться развитие всех способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.
И.Г. Песталоцци сделал многое в разработке проблемы наглядности обучения. Он стремился связать чувственное восприятие с развитием познавательных способностей детей, научить их формулировать понятия и последовательно излагать свои мысли.
Теоретические основы педагогической системы Л.Н. Толстого и ее реализация в Яснополянской школе. На формирование философско-педагогических взглядов Л.Н.Толстого огромное влияние оказал Ж.-Ж. Руссо. Опираясь на его положение об идеальной природе ребенка, Л.Н.Толстой призывал отказаться от какого-то ни было воспитания как недопустимого, по его мнению, давления на еще не сформировавшуюся личность. В Яснополянской школе, открытой для крестьянских детей, было реализовано стремление Л.Н.Толстого создать систему образования «не для народа, а из народа» и нашли отражение основные положения его авторской педагогической системы. Критическое отношение к содержанию и методам преподавания в церковно-приходской школе подтолкнуло Л.Н. Толстого к созданию школы, основанной на нравственном учении истинного христианства, на идеях свободного воспитания, на «народном» содержании образования, реализуемом через детскую творческую активность. Цели воспитания (опять же подчеркнем воспитывающий характер) строились на основе особенностей детской природы, интересов и потребностей крестьянских детей. Содержанием образования и воспитания являлась сама жизнь народа, крестьянская среда, сельский быт, служившие неисчерпаемым источником учебного и воспитывающего материала Организация и методы, применяемые в школе, так же отражали ее главную специфику – связь с жизнью народа. Л.Н. Толстым признавался метод только «натуральной» наглядности
Система коллективного воспитания А.С. Макаренко. Взгляды этого педагога сформировались в начале XX в. под влиянием идей передовой демократической педагогики того времени: школа как свободная ассоциация-коммуна учащихся и педагогов; идея открытости школы окружающей ее природной и социальной среде; идея активности ребенка, его внутреннего саморазвития, важнейшим стимулом которого является трудовая деятельность; единство индустриального труда и нравственного воспитания.
Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
Гуманистическая педагогика– это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе.
Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическое понимание воспитания, исходящее из представлений о развитии ребенка как свободного индивида, существенно отличалось от средневекового, теологического объяснения воспитания, что позволило совершенно иначе построить образование и воспитание в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения (ренессанс) связана с новым этапом развития европейской культуры 14-16 вв. Возрождение - поворот к наследию Античности, с ее активным отношением к жизни, интересом к человеку. Развитие производства, новые изобретения, начало книгопечатания, развитие естественных наук возобновили интерес к изучению природы, укрепили уверенность в могуществе человека. Антропоцентризм - учение, дающее философское обоснование гуманистического мировоззрения Мыслители и педагоги Эпохи Гуманизма продолжали своими философскими идеями развитие двух подходов в образовании, наметившихся еще в Античности: развивающего (традиция Сократа - развивающий, гуманистический подход в образовании, направленный на изучение и развитие личности) - у Ф. Рабле и М. Монтеня и формирующего (традиция Платона - основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи). у Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Становление и развитие идей свободного воспитания. Теория свободного воспитания продолжает руссоистские традиции. Главное внимание школа должна уделять развитию творческих созидательных сил, индивидуальных дарований, задатков и склонностей ребенка, его познавательной деятельности, самостоятельности, самодеятельности, саморазвитию. Важна и необходима преемственность между семьей и школой, материнские функции приобретают особую социальную значимость. Ведущую роль в воспитании должны играть переживание и накопление личного опыта воспитанника. Использование теории свободного воспитания на практике зачастую приводило к отказу от систематических занятий по овладению основами наук, замене их занятиями спортом, играми, творческими работами, что отрицательно сказывалось в конечном итоге на общем развитии детей.
Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения. Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным. Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи. Свобода - главное средство и условие воспитания. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний. Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе. «Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Четыре периода в жизни чел.: 0-2 года актив-я общих сил, организма, воспит. голодом, холодом, темнотой одиночеством. 2-12 принцип ест-ых последствий. 12-15 прогулки, экскурсии, самост раб. в поле(нет систем занятий, читать книги нельзя-они содержат знания в чистом виде) В 15 лет читает Дефо-Робинзон Крузо. 15-18л –жизнь в обществе (появ-ся знакомые, приятели). Путешествие 18-20 самостоятельно. Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) должны быть гармонично связаны. В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание. Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).
Становление демократических идей в педагогике России XIX века. Развитие демократических идей в педагогике России ХIХ века невозможно понять вне влияния В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского - всей революционно-демократической мысли России. Философские искания В.Г. Белинского в области демократии опираются на личность, и эта тенденция является типичной для всех представителей революционно-демократического направления.
Сущность демократизма в том, чтобы к другим людям относится как к самому себе, учитывая права, свободу, счастье и достоинство личности. Демократические отношения между людьми должны быть подкреплены стремлением ко всеобщему благу.
Эти идеи развивает Н.А. Добролюбов, который выводит закон человеческой жизни о сознательном существовании и деятельности человека на благо общества. Условием подготовки человека к такой жизни он считает воспитание в духе гуманизма, содействующее всестороннему развитию способностей.
Идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова. Основы общечеловеческого, бессословного воспитания как направления в педагогической науке в России были заложены Н.И. Пироговым. Он первым высказал идею о необходимости взаимодействия общего и специального образования. Свою педагогику Н.И. Пирогов называл духовно-нравственной. Ее основу составляли общечеловеческие моральные ценности, которыми определялись воспитание национального самосознания, цель и содержание образования. Он выступал за развитие умственных способностей; приготовление к внутренней борьбе с собой и окружающими за утверждение нравственных начал; укрепление физических сил. Ученый считал, что душа ребенка – строящийся храм, из которого мы можем вынести знания о таинствах формирующегося характера и кое-что о себе.
Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Во второй половине XIX века в российской педагогической науке и практике актуализируются идеи народности, связанные с отменой крепостного права и общественно-политическим движением, направленным на демократизацию общества. Социальную сущность развития «человека в человеке» он видел в создании условий, необходимых для самоусовершенствования человека как личности, которую в результате воспитания можно бы подготовить к реальной жизни. Воспитание и обучение детей, по его убеждению, должны строиться на основе учета их возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностей. Следуя принципу развивающего обучения, К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему, раскрыл особенности психических механизмов памяти, внимания, интереса, воображения, воли, эмоций, мышления.