пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Древнерусское государство Киевская Русь

- Основные источники изучения истории КР.

1. Летописи (ПВЛ);

2. Правовые памятники (Правда Русская, княжеские уставы и русско-византийские договоры);

3. Др. источники (богословная литературы, переводные сочинения, берестяные грамоты, эпиграфика)

- Понятие и признаки государства. Предпосылки его образования у Восточных славян.

Государство – полит. Структура общества, обладающая признаками: 1. Территориальный принцип деления населения; 2. Наличие определенной границы; 3. Наличие аппарата управления, отделенного от основного населения; 4. Наличие налоговой системы (налог – определенный вид платежа, сначала в натур., затем в денеж. Виде, который собирается регулярно, повсеместно и в строго установленном размере); 5. Наличие основ правовой системы и законотворческой деятельности в государстве; 6. Наличие аппарата принуждения, т.е. вооруженных отрядов, действующих на постоянной основе для защиты границ от внеш. Врагов и для обеспечения порядка внутри страны.

Предпосылки образования древнерус. Государства:

1. Внутренние:

а) появление имущественной дифференциации (расслоение):

- изобретение металлических орудий труда – рост производительности труда – исчезает необходимость в существовании род. Общины, т.к. отдельно взятая семья имеет возможность обеспечить себя всем необходимым – переход к соседской (территориальной) общине.

-Изобретение металлических орудий труда – появление второго общественного разделения труда, т.е. отделение ремесла от земледелия – возникает обмен - торговля между ремесленниками и земледельцами – имущественное и соц. Неравенство – переход к соседской общине.

б) Рост числа городов;

в) Усиление власти князя;

г) Появление дружины;

д) Складывание межплеменных союзов (фратрий), которые постепенно приобретали формы племенных княжений. Восточнославян. Племена в целях захиты своей территории объединяются в более крупные формирования – союзы племен – центрами которых стали: Куява (Киев), Артания (Рязань), Славия (Новгород);

ж) Духовные предпосылки:

- эволюция языческих представлений славян, т.к. по мере роста военного могущества князя рос его престиж, в результате чего князь стал наделяться сверхъестественными силами и способностями – сакрализация (обожествление) княжеской власти.

2. Внешние:

а) Необходимость объединения в целях более эффективной защиты собственной территории от нападения внеш. Врагов;

б) Борьба с давлением со стороны норманнов, хазарского каганата и Волжской Булгарии, стремившихся взять под контроль торговые пути;

в) Культурное и полит. Влияние более развитых народов. Например, взаимодействие с Византией – заимствование некоторых общественных форм жизни.

-Теории происхождения др.русского государства:

1. Норманнские теории:

А) Старая норманнская теория. Немецкие ученые 18 в. – Миллер, Байер, Шлёцер. Восточные славяне в силу своей отсталости были неспособны самостоятельно создать государство. За них это сделали норманны. Они были либо приглашены славянами в качестве тритейских судей (Байер, Миллер), либо выступили в роли завоевателей (Шлёцер). Норманны и варяги – это один и тот же народ из Скандинавии. Русы – одно из норманнских племен, вождем которого был Рюрик, т.е. правящая династия была скандинавского происхождения. Основные аргументы: легенда о призвании Рюрика с братьями в 862 г.; имена первых рус. Князей скандинавского происхождения; финское названии Швеции «руотси» созвучно с названием «Русь». Плюсы: опора на пис. Источники отеч. (ПВЛ) и запад. Происождения. Минусы: научить государственности невозможно.

Б) Современная норманнская теория. Шведские и датские ученые 20 в.

Основные положения: государство у восточ. Славян возникло в результате длительного внутр. Развития, но при этом норманны и скандинавия оказали значит. Влияние на этот процесс, дав Руси правящую династию и название государства.

Основные аргументы: исследования датских хроник, в которых местный вождь Руарик Ютланский; Данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в которых были найдены вещи скандинавского происхождения.

Плюсы: опора на пис. Источники и археолог. Данные. Минусы: исчезновение Рюрика со страниц датских хроник могут быть связаны не с его переездом, а со смертью; удельный вес археолог. Находок неславян. Происхождения невелик.

2. Антинорманнские теории.

А). Концепция Ломоносова. Норманны и варяги – разные народы. Норманны – жители Скандинавии, а варяги – племена из Прибалтики, смешенного балто-славянского происхождения. Русы – часть варягов, одно из варяжских племен. – Название государства и правящая династия не скандинавского, а балто-славянского происхождения. Само же государство возникло в результате внутр. Причин. Основные аргументы: данные ПВЛ, где норманны и варяги упоминаются отдельно; норманны находились на той же стадии развития, что и славяне, но при этом у них практически не были городов, а земли славян даже назывались гордарикой; название регионов прибалтики и племени Пруссов, а также название речь Рось, притока реки Неман, свидетельствует о том, что русы проживали в Прибалтике. Плюсы: опора на внутр. Факторы возникновения государства. Минусы: явная надуманность многих аргументов, особенно легенда о Госломысле.

Б) концепция Рыбакова. Основные положения: норманны и варяги – это один и тот же народ из скандинавии, они не принимали никакого участия в образовании Древнерусского государства, русы – часть племенного союза полян; название государства славянского происхождения; государство у восточных славян возникло исключительно на основе внутр. Предпосылок. Основные аргументы: имена Синеус и Трувор – написанные по-древнеславянски скандинавские слова «сине хус» и «тру вор» (свой дом и верная дружина); доля скандинавских вещей, найденных при раскопках в Новгороде и Смоленске не превышает 5-7%, что не позволяет говорить ою активном участии скандинавов во внутренней жизни; речка Рось – приток Днепра, на которой проживала часть племен. Плюсы: лингвистические данные подтверждают происхождение слов синеус и трувор. Минус: полное отрицание существования личности Рюрика.

В)  Концепция А.Г. Кузьмина. Основные положения: норманны и русы – разные народы неславянского происхождения. Норманны – жители Скандинавии, варяги – юж. Прибалтики, русы – потомки германского племени ругов, которое проживало в верховьях Дуная, а также вождь которого Одуакр в 476 г. захватил Рим и уничтожил Запад. Рим. Империю; господство ругов в Италии продолжалось более 100 лет; в поисках новой среды обитания руги разделились на 2 части, продвигаясь на восток. Пересекли карпаты и поселились в районах Новгорода и Киева. Приняли активное участие в становлении древнерус. Государства, дали ему название и правящую династию. Основные аргументы: данные ПВЛ, в которой варяги, норманны и русы упоминаются раздельно; ПВЛ: русы изначально проживали на территории Дуная, как и руги; археологические раскопки в Новгороде в слоях 8-96 обнаружена аномалия погребального обряда (обряд трупоположения, хотя в то время у славян преобладает трупосожжение).

В истории Древнерусского государства академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:

  • 800-882 гг. - начальный этап объединения восточно-славянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород) и объединение их Олегом;
  • 882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточно-славянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911);
  • 912-1054 гг. - расцвет раннефеодальной монархии, подъем производительных сил, развитие феодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточно-славянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - «Правда Ярослава» (1016). Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый;
  • 1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав,  Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - «Правда Ярославичей» (1072), который дополнил «Правду Ярослава» и стал называться  «Русская Правда»;
  • 1093-1132 гг. - новое усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединить свои усилия под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - «Устав Владимира Мономаха» (1113) - вошел составной частью в «Русскую Правду», которую принято считать отныне «Пространной Русской Правдой». После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий.

Условной датой образования Киевской Руси считается 882г., когда Князь Олег захватил после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев и объединил Северные и Южные земли в единое государство - Киевскую Русь.
Политический строй Киевской Руси. Сложившийся политический строй представлял собой раннефеодальную монархию
Монархический элемент – Великий князь Киевский, который стоял во главе государства и был первым среди равных.
Аристократический элемент- Совет (Боярская дума), куда входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство.
Демократический элемент- Вече (народное собрание), т.е. собрание всех взрослых мужчин для принятия решений.
Народное ополчение - всеобщее вооружение народа, которое подчинялось Вече.
Социально- экономические отношения.
Для Киевской Руси характерны феодальные отношения: крупная земельная собственность (феодалов), которая обрабатывалась трудом зависимых крестьян.
Феодальная земля называлась вотчина и принадлежала боярам, князьям духовенству.
Общинная земля называлась вервь и принадлежала свободным крестьянам общинникам- смердам (людям).
Зависимое население (крестьяне) Руси: закупы, рядовичи, холопы, челядь.
Основные занятия населения Киевской Руси - земледелие, ремесла, торговля и т.д.
     

СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

ФЕОДАЛЫ

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм»

Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов

Княжеские дружинники, осевшие на землю. Получали землю в управление и собирали в них дань от имени князя, часть, оставляя себе

Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники. Давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимость своих общинников

НЕСВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Мужи вольные сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники – свободные смерды

Закупы – взявшие «купу» (долг) и отрабатывающие сам долг и проценты от него

Рядовичи – заключившие «ряд» (договор) и отрабатывающие деньги или услугу определенный срок по этому договору

Холопы (челядь) – рабы из числа пленников или закупов и рядовичей, бежавших до отработки долга

Смерды – феодально-зависимое население в княжеской или боярской вотчине

 

 


В период становления Киевского государства IХ - Х вв. во главе находились великие князья:
Олег  Игорь Ольга Святослав Ярополк Владимир I.
Основные направления деятельности первых киевских князей были:

·                     объединение восточных славян под властью великого князя Киевского;

·                     защита торговых путей и приобретение новых рынков для русской торговли;

·                     борьба со степными кочевниками (половцами и печенегами).

Итак, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что позволило ему появиться на общинной основе. С самого начала Древнерусское государство было многоэтническим по составу.
Владимир I (980 –1015 гг.) – великий князь Киевский с 980 г., младший сын Святослава. Способствовал расцвету Древнерусского государства и укреплению его авторитета в мире. В народе прозван «Красным солнышком». Основная заслуга – введение христианства на Руси в 988 –989 гг. 
Причины принятия христианства:
1.Изоляция языческой Руси от христианского мира Европы, что тормозило развитие международных связей и торговли.
2.Потребность в новой идеологии, которая объяснила бы утверждение новых отношений в стране - господства и подчинения.
3.Монотеистическое (единобожие) христианство укрепляло авторитет княжеской власти и способствовало единению Руси.
4.Тесная связь Руси с Византией.
Значение принятия христианства.
1.Воздействие церкви на политическую жизнь Руси, которая поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси.
2.Изменилось международное положение Руси, которая теперь стояла наравне с остальными Европейскими государствами.
3.Принятие христианства способствовало широкому проникновению Византийской культуры и искусства распространению письменности на Руси.
4.Сближение славянских и финских племен.
5.Нанесен удар по родовым обычаям (кровная месть), введена новая мораль.
Ярослав Мудрый (1019-1054)- великий государственный деятель, человек умный и образованный, законодатель, градостроитель, дипломат. Его правление стало временем расцвета Руси
Внешняя политика:

·                     заключен выгодный договор с Польшей;

·                     налажены отношения со Швецией;

·                     1036г. печенеги потерпели окончательное поражение под Киевом;

·                     1046г. Русь заключила мирный договор с Византией;

·                     заключены династические браки с Францией, Венгрией, Норвегией;

ВыводРусь стала державой, с которой считались Германия, Византия, Швеция, Польша и другие государства.
Внутренняя политика включала следующие факты:
1. Кодификация русских законов. Сложившееся устройство древне русского общества нашло свое отражение в своде законов - «Русская правда», 1016 г. свод законов состоит: 1-ая часть-«Правда Ярослава», 2-ая часть «Правда Ярославичей». В этих законах уже прослеживаются черты социального неравенства, что отражало начавшийся процесс сословного деления общества. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. Социально дифференцированы были штрафы за убийство и кражи. Власть великого князя переходила по старшинству.
Значение: «Русская правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.
Ярослав Мудрый способствовал развитию культуры и просвещения-
1039г.- священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, избран митрополитом Руси, что впредь освободило русскую от влияния Византии. В Киеве Воздвигнут собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси.
Вывод: правление Ярослава Мудрого стало временем расцвета Руси благодаря той политике, которую он проводил. Стабилизировалась экономика и внешнеполитические отношения.
Владимир Мономах (1113-1125г.г.) - внук византийского императора Константина Мономаха. Пользовался авторитетом благодаря широкой образованности, дипломатии и другим талантам.
Внешняя политика:

·                     сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги;

·                     поддерживал тесные отношения с Византией;

Внутренняя политика:

·                     снял социальную напряженность в обществе дав Руси новую «Русскую Правду»- «Устав Владимира Всеволодовича», по которому было облегчено положение закупов, холопов, запрещено долговое рабство.

·                     за годы его правления были сделаны попытки объединения Руси. Он заставил подчиниться многих князей.
создан новый летописный свод.

·                     Владимиром Мономахом написано «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения - единство Руси и борьба с княжескими усобицами. Здесь рисуется образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли русской.

После смерти Владимира Мономаха его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на отдельные княжества.

Дискуссии о социально-экономическом устройстве Киевской Руси.

  1. Отечественная дореволюционная историография (об отсутствии феодализма на Руси до 16 века).

Ключевский: до 16 века на Руси господствовали родовые отношения;

Павлов-Сперанский. Дата формирования феодальных отношений – 12 век, в 13-14 веках они проявляются отчетливее.

Аргументация на основе «Русской правды»: фиксирует крупное частное землевладение; фиксирует категории зависимого населения (закупы, изгои); сохраняются общинные фонды.

  1. Советская историография (1920-1930 гг.)

Вотчинная концепция Б.Д. Грекова. Зарождение феодализма в 12 веке. Эконом. Кризис 12 века, который привел к упадку торговки – упадок городов. Кочевники перекрыли южную и восточную торговлю – безмонетный период – появление крупного земельного владения (способ накопления средств) – вотчина – зависимое крестьянство и сословия.

Феодализм:

  • Зарождение в 6 веке;
  • Процесс разложения рядовых отношений 6-8 века;
  • Появление феодализма с крупным землевладением, данью и зависимым крестьянством;
  • Развитие феодализма 10-11 века;
  • Полное утверждение феодализма – 12 век;
  • 1950-е годы.

Л.В. Черепнин о гос. феодализме (корпоративном, дружинном). В 10 еке не было крупного частного землевладения. Феодализм на Руси существовал в виде гос. феодализма, т.е. князь во главе дружины владеет территорией, собирает дань. Так он реализует право частной собственности, но она не единоличная, а дружинная – корпоративная.

  1. В 1960-70-х гг. началась дискуссия о типологии феодальных отношений на Руси.

Греков отрицал наличие у восточных славян рабовладельческой формации. «Русская правда» говорит о существовании рабовладения (челядь, холопы) в Киевской Руси до 11 века.

Работы И.Я. Фроянова, в которых утверждается, что феодализм в Древней Руси сочетался с первобытно-общинным и рабовладельческим строем.

М.Н. Тихомиров отнес начало феодализма в русских землях к XII в., поскольку в это время появляются так называемые «милостники» — лица, получавшие земельную и другую собственность в условное держание.

Отсутствие феодализма в Киевской Руси доказывал В.Б. Кобрин, указывая в этой связи на то, что в Древней Руси не существовало крупной вотчины: бояре владели подсобными хозяйствами, которые лишь дополняли иные, более важные доходы, главную статью которых составляло княжеское жалование за исполнение поручений.

  1. В 1980-е гг. многие советские историки признали отсутствие в Киевской Руси главного признака феодализма — монопольной собственности аристократии на землю, поскольку земля оставалась в основном общинной.
  2. 1990-е – наст. Время. Вопрос о региональных особенностях феодализма на Руси.

Культура.

Устное народное творчество.

 Былины – новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со временем княжения Владимира Святославича  - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками.

Истинный герой эпоса – герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой – Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина пахаря Микулу Селяниновича.

Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться после появления письменной литературы 

Письменность.

 Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX-Xвв. на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит – кириллица – со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Основным жанром раннесредневековой письменной литературы стало летописание – ежегодные записи событий по летам. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов.

Одним из первых памятников летописания является  «Повесть временных лет» (ПВЛ), написанная монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть», ок 1113 г.).

ПВЛ рассказывает историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива.

 Появление житийной литературы.

 Образцом житейской литературы является «Сказания о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. своим братом Святополком (?), имел глубокий политический смысл. Проводилась идея, согласно которой все русские князья – братья.

Нестора считают автором жизнеописаний Бориса и Глеба, игумена Феодосия. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестор усилил назидательные и церковные элементы.

Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в «Поучении» Владимира Мономаха. Существовал жанр хождений. Например,«Хождение» игумна Даниила на восток ок. 1107 г. – первого известного нам русского паломника. Даниил посетил святые места в Иерусалиме и описал свое путешествие.

Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего ок. 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирою Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г. и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годов).

Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати»». Оно написано в 30-40-е годы XI в. священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом. Илларион использовал форму церковной проповеди и создал политический тракт. Идея равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения – главная мысль «Слова», которое пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, «которая ведома и слышима есть всем конци земля».    

Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Личность автора «Слова…» не установлена, т. к. подлинник произведения не сохранился. До нас дошел один из списков, сделанный неизвестным переписчиком.

В основу сюжета положено описание исторического факта – неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Автор называет главную причину поражения русских войск – междоусобные смуты русских княжеств. Он призвал к единению русских земель и преодолению княжеских междоусобиц. «Плач» Ярославны, жены Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отечественной литературы.

Архитектура.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутренне пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, соединенными попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм на Руси.

Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси.

Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1050) значительно отличается от киевского собора. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству. Это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием Романской архитектуры.

Новгородская София Проще, лаконичнее, строже своего киевского оригинала.

Новгородские постройки начала XII в.: Николо-Дворищенский собор (1113), соборы Антониева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей, церковь Иоанна на Опоках (1127). Шатровые церкви, колокола.

Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI-XII вв. Возведение Владимиром Мономахом собора в Суздале. Наивысшего расцвета каменное строительство достигает  во второй половине XII – начале XIII вв. Оно носило парадный и торжественный характер.

Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы являлся центром всего ансамбля. В 1158 –1161 гг. был построен Успенский собор, богато декорированный  резным камнем.

Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью в высь.

Традиции и приемы, выбранные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздали, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230-1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу.

Памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо. 30 каменных построек известны лишь по археологическим раскопкам. Образцом Галицкой архитектуры был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры состояла в органическом соединение византийско-киевской пространственной композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранство.

Живопись.

 От живописи Владимиро-Суздальской  Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».

К Владимиро-Суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (сер. XIIв.) стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» - иконе византийского происхождения. Известна икона «Дмитрий Солунский». Предпологают, что это портретное изображения князя Всеволода Большое Гнездо.

 


18.06.2015; 18:22
хиты: 2955
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь