Метод обучения – способ формирования у школьников знаний, умений и ЦО.
Составная часть метода – методический прием, т.е. конкретный приём обучения.
Критерии отбора метод. Приемов на уроках:
- Конкретная цель, которую хочет достичь учитель;
- Конкретные условия обучения;
- Уровень подготовки школьников;
- Личные склонности учителя.
Наглядность явл-ся ключевым ср-вом для форм-я предст-й, понятий. Наглядным наз-ся такое обуч-е при кот-м предст-я и понятия форм-ся на основе непоср-го восприятия изуч-х явл-й или их изобр-й.
Виды наглядности в обучении истории:
- Предметная – вид, который предполагает воспроизвести подлинные памятники прошлого или их материальных следов;
- Изобразительная – вид, который предполагает научное реконструирование памятников прошлого (фото, видео, реконструкции и др.);
- Условная (карты, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.) Отражает не только суть, но и динамику явления.
- Внутренняя. (Вагин). Предполагает создание или воспроизведение в сознании ученика образа с помощью устного слова учителя. Приемы создания - напоминание, аналогия.
Значение:
- Создать яркий образ;
- Для глубокого усвоения;
- Раскрытие закономерностей и выявление существенных характеристик.
Вопросами наглядности в обучении занимались Вагин, Сперанский, Н.И. Аппарович. 1950-е НИКИФОРОВ «Наглядность в преподавании ИДИ и ср. веков», СЛЕСАРСКАЯ – классификация наглядности. 1960-е ВАГИН «Методика преподавания истории в школе» - спектр метод приемов для работы в любом классе. Самодельные наглядные пособия: ГЕРАСИМОВА, ПАВЛОВИЧ. 1970-е - проблема использования наглядности в начальной школе-ГЕРАСИМОВА, Методические работы в 5, 6 кл НИКИФОРОВ, СКЛЯРЕНКО. 1980-1990 - переизданы некоторые пособия 1950,1960-х. АППАРОВИЧ в журнале статья о использовании кинофильмов на уроках истории. В 1990-е проблема компьютерного обучении истории, проблемы организации индивидуальной, групповой, и фронтальной работы учеников со ср-ми наглядности, проблема синтеза различных наглядных ср-в.
Методика работы с наглядностью.
Изобразительная наглядность.
Картины учебные:
- Событийные;
- Типологические;
Принципы отбора картин на урок:
- Историзм;
- Соответствие темы урока картине;
- Высокохудожественность;
- Соответствие целям урока;
- Соответствие возрасту школьников;
- Не перегружение деталями;
- Цветной вариант.
Правила работы с учебной картиной:
- Оптимальная дозировка картин (1-2 шт.);
- Необходимо включать картину в нужный момент урока;
- Необходима подготовка к восприятию картины, время на анализ;
- Необходимо сочетать показа картины с объяснением учителя.
Приёмы работы с картиной:
- Рассказ по картине (событийная);
- Описание и объяснение (типологическая);
- Рассказ по картине учителя с использованием худ. Лит-ры;
- Беседа по картине;
- Сравнение учебных картин;
- Постановка вопросов к содержанию картины.
Роль учеб. картины: Выполняет функции источника знаний, должна быть источником извлечения инфо, это средство эмоционального воздействия, может использоваться и как средство проверки знаний.
Иллюстрации учебника. До к. 19в. учеб были без иллюстраций. В н.20в. появились сначала документального хар-ра. В наст время используется как самостоятельный источник знаний.
По содержанию:
- Изображение подлинных вещественных памятников прошлого (орудия труда, памятники, археологические находки).
- Сюжетные и бытовые композиции, кот созданы современными художниками.
- Портреты.
- Портреты, изображение которых включено в как-либо сюжет композицию, характерную для жизни и деятельности лица.
- Героический портрет
- Иллюстрации-карикатуры.
- Изображения документов, надписей, текстов. Они раскрывают только особенности эпохи.
- Документальные фотоснимки и зарисовки.
Световая наглядность (экран пособия) -слайды, диафильмы, уч. кинофильмы.
Предметная наглядность.
- Урочные формы работы;
- Внеучроные формы работы (реальная наглядность).
Условная наглядность:
- Диаграммы, графики – формирование представления о процессах, явлениях.
- Схемы:
- Техническая;
- Локальная;
- План-схема;
- Логические;
- Логические схемы на опорные конспекты (Студеникин, Морозов А.Ю.).