Немецкие протестанты, И. Кант: интерпретация идеи прогресса, движущая сила – борьба и конфликтность. Цель прогресса – сделать чела моральным. Идея «всеобщего правового гражданского состояния» – жизнь по законам морали. Он сопоставляет природу и культуру. История это воспитательный процесс всего чел-ва, от природных инстинктов до нравственных законов. Гердер: современное понятие культуры, культура как воспитательный процесс чел-ого рода, говорит о многообразии кул-р, которые самоценны.
Фихте: проблема отчуждения – чел свободен в творчестве, но подчинен тому, что создал, т.е. продукты твор-ва ограничивают чела. Социальный проект замкнутого общества.
Гегель: формы нравственности – семья, гражданское общ-во (формально-правовое), гос-во (синтез семьи и гражд. общ-ва). Семья и гражд. общ-во могут сущ-вать только в гос-ве и только через него. Динамика Гегеля: все течет, все меняется, все относительно, единство – борьба противоположностей.
Фейербах: философия религии, идея отчуждения – чел поклоняется богу, наделяя его определенными качествами, которые спроецированы во вне, но являются собственными качествами, их не надо выводить наружу, их надо найти и держать в себе. Св-ва бога- идеальный человек. Отсюда пошла новая религия – «человекобожие». Человек человеку бог.