Эпоха Возр-ния – 14-16 вв. в Европе. Гуманизм, индивидуализм, антропоцентризм (человек в центре мироздания),секуляризация, возращение идей античности.
Данте «Монархия»: чел-во должно стремится к царствию небесному, а так же к царствию земному => на земле должен быть мир, поэтому надо прекратить войны => должен быть единый император (Римский импер-р – светская власть, Рим. Папа – духовная власть, они независимы др. от др., но стремятся к одной цели – «мир во всем мире»).
Макиавелли «Государь»: Соц. политическая мысль начинает отрываться от этической мысли (морали и дух. законов). В полит сфере главное власть и борьба за власть. Политик может преступить нормы морали для достижения своей цели. Единственной основой общ-ва явл власть. Общ-во создается и удерживается властью. Лювы и Лисицы, государство свободно от церкви. Поздний ренессанс породил утопию:
Т. Мор «Утопия» - 1 ч. – критика действующего политического строя и проекты реформ, 2 ч. – во главе гос-ва мудрый монарх, отменена эксплуатация и частная собственность, труд обязателен демократия, все должности выбираемые, м=ж, запрещён атеиз,
Кампанелла «Город солнца» - во главе метафизик – мудрейший, ему помогают могущество (война и мир), мудрость (наука и просвещение) и Любовь (воспитание, производство, брак, земледелие). Жрецы опред кто с кем и когда вступают в брак. Работа – похвальное дело (4 ч. в день)
Реформация. Начало 16 в. Возникновение новых течений в католицизме, произошел раскол, протестантизм.
М. Лютер: повесил на дверях церкви 95 тезисов: между богом и челом не должно быть посредников, чел спасается только верой, церковь не явл священной организ-ей – это обычная гос организация, в библии не должно быть потаенных смыслов, все должно быть понятно. Идея призвания, труда.
Ж. Кальвин: учение о предопределении – судьбы всех уже определены (еще до рождения) – фатализм, чел должен жить как будто он избранный (критерий избранности – успех в делах). Аскетический образ жизни (отказ от мирских благ).
Концепция Жана Бодена: монархист, реформатор полит-правовой науки. Теория гос суверенитета, главный признак гос-ва – суверенитет – абсолютная и постоянная власть в гос-ве, не может быть ограничена никакими законами, не ограничен временем и могуществом. Конфликты возникают из-за неравного распределения благ. Аристократия – прочнейшая власть