Аноми'я (букв. – безнормность, исчезновение нормы) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Как социальный феномен аномия впервые была описана французским социологом Дюркгеймом в 1897 году. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. В современной трактовке под аномией понимают, с одной стороны, некий объективно имеющий место в обществе конфликт, обусловленный несоответствием десятилетия декларируемым социальным нормам, ценностям, идеалам и реальной действительностью, а с другой — комплекс переживаний, испытываемый людьми в связи с несовместимостью самых важных для человека внутренних установок с требованиями повседневной жизни. Социальная аномия (от франц. апоппе — беззаконие, неорганизованность) — болезненное состояние общественной жизни, ценностно-нормативный вакуум, характерный для переходных и кризисных периодов развития общества, когда старые нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились. В периоды возрастания социальной аномии резко ослабляется нормативное социальное регулирование вследствие непоследовательности, противоречивости и неопределенности государственной политики социально-экономического и духовного развития. Явление социальной аномии тесно связано с глобальным противоречием современного мира — резким отставанием темпов социального прогресса от научно-технического, которое во многом обусловливает болезни общества, порождает девиантное поведение людей в нем. В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р.Мертоном («Социальная структура и аномия»), который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей (в США – богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам: 1. конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения; 2. инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей; 3. ритуализм – попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели); 4. ретритизм – отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения; 5. восстание (бунт) – стремление изменить систему ( т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых). В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений. Роберт Мертон выделил следующую типологию адаптивного поведения (приводится соответствующий отечественный аналог).
Таблица 1. Индивидуальные варианты адаптации к аномии.
Виды адаптации |
Отношение индивида |
|
|
К ценностям |
К общественным институтам |
1. “ Все, как у людей |
+ |
+ |
2. “ Цель оправдывает средства” |
+ |
– |
3. “Лишь бы не было войны” |
– |
+ |
4, “Безразличие” |
– |
– |
5. “ До основанья, а затем...” |
? |
? |
“+” — согласие; “–” — пренебрежение; “?”— негативизм.
Действие вышеперечисленных факторов растянуто во времени, стрессы носят хронический характер, дезадаптация личности наступает не сразу. Важно отметить, что по Р. Мертону все указанные формы приспособления являются аномическими, поэтому в условиях дезорганизации, «безнормности» общества аномия «поражает» всех людей, независимо от гендерной принадлежности. Варьируется лишь форма аномии, способ её выражения, а не степень.
Конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);
Ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность); Изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
Мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения;
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.