Соц инст – это то, на чем держится все общество. Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма. Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним". В первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.
Соц инст – организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, кот-е обеспечивают совместное достижение целей на основе выполняемых соц ролей, задаваемых соц-ми ценностями, номами, образцами поведения. *Соц инст-ы управляют поведением инд-да через систему поощрений и санкций. Соц инст – организованная система связей и соц норм, кот-ая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие осн-м потребностям об-ва.→ Система соц связей, сплетение ролей и статусов. Соц инст – абстрактный механизм, некий «парк без людей» (Соц инст ≠ Соц организация !!!). Соц инст-ты в об-ве ≈ инстинкты в природе – они помогают об-ву выжить. Соц инст возникает в об-ве, выполняя ту/иную соц-ую потребность (если потребность исчезает, соц инст тоже вскоре прекращает свое сущ-ие).
5 главных институтов в об-ве - (5 осн потребностей):
- Семьи и брака - (в воспроизводстве рода,социализация);
- Политические (в частности, гос-во) – (в безопасности и соц-ом порядке, управление и контроль);
- Экономические (производство и распределение) – (в средствах сущ-ия);
- Образования (включая науку и культуру) – (в получении знаний и социализации);
- Религии – (в решении духовных проблем).
*Миллс: 5 главных инст-ов: эк-ий, политич-ий, семейный, военный, религиозный.
Функциональные признаки, свойственные для всех соц инст-ов: - установки и образцы поведения; - символические культурные признаки (флаг, гарб, икона, обручальное кольцо); - унитарные (единые) культурные черты (учебные классы, магазины, фабрики, храмы); - устные и(или) письменные кодексы (законы, правила, запреты); - идеология (свобода торговли). Функции обеспечивают достижение этих целей. Функции: 1) Явные (открытые): а) Закрепления и воспроизводства соц отношений (стандартизация поведения и возмож-сть его предсказания). б) Регулятивная (регулирование взаимоотнош-ий между членами об-ва с помощью шаблонов поведения). в) Интегративная (сплочение, взаимозависимость и взаимн ответственность членов об-ва под воздействием институциональных норм, правил и систем ролей). г) Транслирующая (передача соц опыта и помощь инд-дам в освоении ролей, норм и ценностей, социал-ция). д) Коммуникативная (распространение инф-ии, произведенной в инст-те, как внутри него, так и за пределами). 2) Латентные (неявн., скрыт.). АГВасильев: «ВУЗ выполнил латентную ф-ию подбора брачных партнеров».
Функции: универсальные (см выше) - специфические (присущие только какому-то одному виду институтов). Основные функции, которые выполняет С.И.:
- создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы;
- регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;
- обеспечивает устойчивость общественной жизни;
- обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;
- осуществляет социальный контроль.
Типология: 20в. – в соц-ии сложилась институциональная школа (Липсет).
Липсет: 4 вида (от выполняемых функций): - инс-ты воспроизводства членов об-ва – семья, гос-во. - инс-ты социализации – семья, образования, религия. - инс-ты производства и распределения – экономические инст-ты, гос-во, органы власти. - инс-ты управления и контроля – инст-ты права, политика, гос-во.
Еще типология: - экономико-социальные – собственность, деньги, обмен, банки, хоз-венные объединения. - политические – гос-во, партии, профсоюзы (направл на устан-е и поддержание опр формы политич власти). - социокультурные и воспитательные – семья, образование (осваивают и воспроизводят культурн ценности). - нормативно-ориентирующие – мораль, этика (в т.ч. и профессиональная). - нормативно-санкционирующие – суд, прокуратура, адвокатура (регулир поведение на осн норм, законов). - церимониально-символические – регулир повседневные контакты и акты поведения – дипломатич протокол. * Внутри главных инст-ов - неглавные, кот-е наз-ся также социальными практиками или обычаями (внутри инст-та семьи и брака находятся и инст-ты материнства и отцовства, наследования социального статуса родителей и т.д.).
По внутренней структуре:
простые — выполнение функций которых не требует системного деления;
сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты.
Институционализация – процесс определения и закрепления соц-ых норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, кот-ая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Это всег-да замена спонтанного и эксперментального поведения на предсказуемое → возможность строить модели, воздейст-вать.