Этическое учение Платона основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело (подобно делению Платона всего сущего на вечные и самосущие идеи и преходящие несамостоятельные вещи чувственного мира). Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении (все движущее себя само бессмертно и наоборот). По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае (для самых совершенных душ), остается в царстве идей
Этическое учение Платона основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело (подобно делению Платона всего сущего на вечные и самосущие идеи и преходящие несамостоятельные вещи чувственного мира). Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении (все движущее себя само бессмертно и наоборот). По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае (для самых совершенных душ), остается в царстве идей
Согласно Платону справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. Т.е. ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.
Тезисы (кратко): Платон – основательобъективного идеализма. Познание по Платону – есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека. Метод познания - диалектика. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение о общности женщин и гос воспитании детей.
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг егоидеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.
Аристотель увидел опасность абсолютизации роли гос-ва в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель как и Платон считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели - справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща.
Аристотель вносит коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни он дает типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (+ощущение и возможность желания), разумная (+рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Материю Аристотель рассматривает как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего.
Сократ (469-399 до н.э.)
Афинянин. Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля, был учеником софистов, а далее выступал как их критик. Основной вопрос философии Сократ – что такое человек, что такое человеческое сознание. Сократ пытался обнаружить не только субъективное содержание сознания, но и объективное и доказать, что последнее является судьей над первым. Объективное содержание сознания есть разум, который способен дать не только индивидуальное мнение (субъективное), а всеобщее общеобязательное знание (объективное), которое человек может получить только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового стремление Сократа искать истину сообща в ходе диалогов.
В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием (этический рационализм составляет сущность учения Сократа). Безнравственный поступок Сократ считал плодом незнания истины. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. Счастье человека - когда его душа полна добродетелями.
Философия по Сократу - учение о том, как следует жить. Сократ выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. Есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины.