План.
I. Предпосылки создания комедии.
II. Борьба Чацкого с фамусовским обществом.
1. В чем сила Чацкого?
2. Беспомощность фамусовского общества:
а) староверование Фамусова;
б) услужливость Молчалина;
в) бескультурность Скалозуба.
3. Чацкий и светская Москва.
Ш. Побежденный, но не сломленный.
Чацкий Грибондова есть единственное
истинное героическое лицо нашей литературы.
А.А.Григорьев
Комедия «Горе от ума» была написана в 1824 году. В этом произведении А.С.Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти – XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого. Эта комедия актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала XIX века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем его героев нынешних дней.
Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. Александр Андреевич Чацкий показан Грибоедовым как передовой человек «века нынешнего». Чацкий – водитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клейми позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убежденьям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостническому праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным».
На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контакт во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, «век нынешний век», «век минувший», иностранцев, просвещение, народ, нравы. Именно «фамусовская Москва» тот противник, с которым сражается Чацкий, «один в поле воин» против всех. Но на сколько опасны его враги, кто они?
Одним из представителей «минувшего века является Фамусов. Занимая большой пост, Фамусов признаёт, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
А.С.Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче – завтра генерал». В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в жизни туже шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых фамусовых.
Молчалин, ещё один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. «Вот он на цыпочках и небогат словами», - говорит о нем Чацкий. Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, - лишь маска, которая служит для достижения жизненной цели, а именно, - блестящей карьеры, чинов, богатства. Высшее счастье он видит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить». Для этого он выбрал самый верный путь: лесть угодничество. «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловных», - презрительно бросает Чацкий. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику:
Во-первых, угождать всем людям без изъяна –
Хозяину, где доведется жить.
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Для примера нравственного деградирования можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, «созвездием маневров и мазурки». Это человек глуп, но «слова умного не выговорил сроду», рассуждает только о «фрунте и рядах». А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею не служили.
Все окружающие относятся к нему с иронией. Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб – «и золотой мешок, и мети в генералы». Мечта этого человека – стать генералом, что очень возможно, так как «вакансии как раз открыты».
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Кроме фамусовского общества Чацкому приходится воевать со всей светской Москвой. Москвой, которая безжалостно подчиняет себе людей, и, в некотором роде, зомбирует их. Пример тому Платон Михайлович Горич. Это человек, некогда служивший с Чацким. Но и его жестоко сломила чудовище – Москва в лице его супруги Натальи Дмитриевны. Платон Михайлович начал посещать балы, которые в душе ненавидел, трепетно исполнять указания своей жены – светской «пустышки». Даже сам он признается – «теперь, брат, я не тот». Не удивительно, что вся эта светская Москва со своими Тугоуховскими, Хрюмиными, Репетиловыми, Загорецкими, вскоре объявляется Чацкого сумасшедшими:
С ума сошел!…Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
Эти бессовестные сплетни расползаются с мгновенной скоростью, и наносят Чацкому сильный удар. Да, в этой комедии описывается светское общество в натурально «прогнившем» состоянии, и поэтому Чацкий кажется среди него «белой вороной», так как он не такой, как все.
Чацкий не побежденный герой, его отъезд тоже форма борьбы, потому что он не смирился, не принял тех законов, по которым существует мир фамусовых и молчалиных. Поэтому он действительно герой, не утративший силы, мужества, принципов. Даже один, он победитель, ведь за ним придут другие по законам исторического развития.