50. Внутренне - целостная модель личности в современных версиях деятельностного подхода.
Представители: А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.А Петровский, Ф.Е. Василюк.
Данная модель возникла благодаря усилиям современных московских психологов, считающих себя учениками А.Н. Леонтьева и продолжателями его направления. Подчеркивая принципиальную общность строения внешней внутренней деятельности, а также вторичность внутренней деятельности, формирующейся в результате интериоризации внешней предметной деятельности, классический деятельностный подход оставил за пределами своего внимания важнейшие экзистенциальные проблемы свободы, судьбы, связанные с со спецификой внутренней активности личности. Именно эти проблемы оказались в центре внимания, современных сторонников деятельностного подхода, которых объединяет опора на общую идею личностного смысла как «значения — для меня» безличных знаний о мире предложенную А.Н. Леонтьевым. Многомерность смысла отражается в различных аспектах его понимания самим А,Н. Леонтьевым, в соответствии с которым смысл предстает в качестве связующего звена между деятельностью, сознанием и личностью; между строением деятельности, предметным содержанием сознания и объективными жизненными отношениями субъекта.
В становлении деятельностного подходы выделяю 3 периода: с конца 30-х гг. до середины 70-х гг (работа в направлении, заданном А.Н. Леонтьевым); с середины 70-х гг. до начала 80-х (введение новых понятий); с начала 80-х гг. (интегративные тенденции). Смысловая сфера личности может быть рассмотрена как внутриличностный субъективнный аспект, определяющий отношение человека к миру и себе самому.
Жизненная задача личности представителями данного направления видится в поиске смысла через деятельность.
51. Внутренне-целостная модель личности в психологии бытия.
Представители: К.А. Абульханова - Славская, М.М . Бахтин, В. А. Роменец, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл
Личность рассматривается как единая с окружающим миром в своих посупках. В данной модел рассматривается категория бытия в качестве центральной.
Истоки: зарубежная и отечественная онтологическая философия(изучающая фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего) и художественная литература.
Исторически формирование подхода связывается с решительным отходом С.Л. Рубинштейна от универсализации деятельностного подхода, понимания деятельности как движущей силы развития личности и обращением к поиску внутренних детерминант человеческой жизни.
Жизненная задача личности: поиск смысла в жизни (осознание и осмысление жизни).
Личность развивается на протяжении всего жизненного пути (в процессе жизнедеятельности). Акцент делают на развитие высших «слоев» личности, связанных с активностью, творчеством, ответственностью и осмысленностью жизни.
В подходах представителей «психологии бытия» источник и принцип внутрипсихической организации — это существование человека как субъекта жизни, что накладывает отпечаток на закономерности внутренней жизни.
52. Внутренне-целостная модель личности в духовной психологии с позиций
православия.
Представители: В.В Зиньковский, М.М. Троицкий, В.А Снегирев, В.И.Несмелов, С.Л.Франк. П.А. Флоренский, А.А. Ухтомский.
В данной модели личность рассматривается как совершенная целостность, в полной мере удовлетворяющая всем критериям совершенства персонологической модели, личность как несводимость к её природе.
Истоки: философия всеединства, православная культура, традиции религиозно- философской мысли в России.
Жизненной задачей личности является нахождение смысла и за пределами земной жизни благодаря сознательному формированию нравственного идеала в Боге.
Способом взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира — сознание.
Сознательное самовыражение в связи с особым предназначением человека, стремящегося достичь богоподобия в процессе личного бытия. Развитие личности как развитие духа.
Философско-богословский подхд: признание разнообразия методов при предпочтении интроспекции.