Представители: Сеченов, Павлов, Айзенк, Скиннер, Бехтерев.
Отечественная наука ориентировалась на физиологию, а зарубежные бихевиористы ориентировались на внешние проявления.
В отечественной науке идет «жесткое» противопоставление материального и духовного (идеалистического).
То что родит бихевиоризм с психоанализом, это пассивная жизненная позиция личности, проявляющаяся в пассивной или объектной реакции на внешние воздействия. И в психоанализе и в бихевиоризме человек без «психики» оказывается местом контакта социальной и биологической тенденции. В обоих направлениях человек остается существом биологическим с бессознательным чувством дискомфорта, таким образом подлинная сущность человека не реализуется.
В бихевиоризме личность трактуется, как совокупность поведенческих реакций на внешние стимулы среды.
В России в 19 веке укрепляется материалистическое естественнонаучное направление. Человек становится объектом, его стремятся изучать объективно, таким образом происходит снижение бытия человека. Ориентиром является философия позитивизма, которая рассматривает прежде всего факты. В обществе наблюдается деперсонализация человека. Если поведение является предметом психологии, то психика понимается упрощенно с позиции нейрофизиологии.
Изначально предполагалось изучать действий, поступков, но постепенно это свелось к рефлексам и реакциям.
Все русские ученые данного направления получили естественнонаучное образование, занимались физиологией и медициной, поэтому психическое исчезло как предмет психологии.