Мозг как субстрат психических процессов – это единая система, состоящая из различных дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций. Ведущая роль в мозговой организации психических процессов принадлежит коре больших полушарий. Кора больших полушарий является наиболее дифференцированной по своему строению и функциям, особенно новая кора (неокортекс). Все психические функции имеют и горизонтальную корковую и вертикальную подкорковую организацию.
Мозг включает в себя проекционные, ассоциативные, интегрально-пусковые и лимбико-ретикулярные системы. Проекционные системы отвечают за переработку и анализ информации соответствующей модальности. Ассоциативные системы – за анализ и синтез разномодальной информации. Интегративно-пусковые системы синтезируют возбуждения различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, здесь происходит трансформация афферентных сигналов в эфферентные. Лимбико-ретикулярные системы – это энергетические, эмоционально-вегетативные, мотивационные влияния.
Функциональные блоки мозга. Мозг делится на 3 основных структурно-функциональных блока: энергетический – это блок регуляции уровня активности мозга; блок приема, переработки и хранения экстрацептивной информации; блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Вклад в ВПФ разных полушарий различен, межполушарная асимметрия существует на всех уровнях: морфологическом, функциональном, анатомическом. Различия в строении левого и правого полушарий обнаружили сотрудники института Мозга в 30-40х годах 20 века. Например, в 54 % случаев длина левого полушария больше, чем правого. Морфологические различия обеспечивают функциональные различия. Среди любого населения примерно 20 % левшей и 80 % правшей. Есть еще так называемые амбидекстры. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается как проблема специфичности вклада, который делает каждое полушарие в любую функцию. Создана концепция функциональной специфичности больших полушарий. Функциональная асимметрия носит парциальный характер и в различных системах она неодинакова. Выделяют сенсорные, моторные и психические асимметрии, внутри каждой из них выделяют еще более парциальные виды подасимметрий, например, в моторной асимметрии – ручная мануальная подасимметрия, т.е. это ведущая рука. Ведущей моторной асимметрией является ручная. В онтогенезе сначала появляются моторные и сенсорные асимметрии, затем остальные.
Межполушарное взаимодействие является основой осуществления ВПФ. Это взаимодействие осуществляется с помощью комиссур, т.е. спаичных структур. Основная спаичная структура – это мозолистое тело. Перерезка мозолистого тела может осуществляться при сильной травме. Американские нейропсихологи, например, разработали операцию на расщепленном мозге у больных с тяжелыми формами эпилепсии. Они же обнаружили целый комплекс нарушений психических функций при расщепленном мозге – это, например, аномии, т.е. нарушение давать словесный отчет об информации, поступающей в правую половину зрительного поля; синдром дископии и дисграфии – когда человек например может писать и рисовать только правой или только левой рукой; это также может быть игнорирование левой половины зрительного поля и левой половины тела, у больного отчуждается рука, при полной перерезке мозолистого тела ему кажется, что на нем лежит чужая рука.
Мозолистое тело – не однородная система, а дифференциальная – разные его участки выполняют различные функции в межполушарном взаимодействии.
- При перерезке задних отделов мозолистого тела – возникает тактильная аномия, т.е. больной не может назвать тактильные стимулы при ощупывании предмета левой рукой
- При перерезке каузальных отделов не может назвать изображение предметов, поступающих в правое полушарие.
- При перерезке средних и передних отделов больной не может воспроизвести звуки.
- При частичной перерезке передних отделов нарушается реципрокная координация движений.