Полезность-свойство блага удовлетворять потребность.бывает два подхода в оценке полезности:1)кардиналистский(количественный);2)ординалистский(порядковый).В основе кардиналистской лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ.Согласно этой теории стоимость блага определяется важностью той потребности,которая удовлетворяется данным благом,а субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нём.Различают общую и предельную полезность.
Общая полезность-совокупная полезность всех потребляемых благ. Вкардинализме функция общей полезности м.б.выражена функцией:TU=f(QA,QB,QC…Qn) ,где QA,QB,QC-кол-во потребляемых благ.
Предельная полезность - полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага или прирост общей полезности(∆TU)при увеличении объёма потребления данного блага(∆Q):MU=∆TU/∆Q=∂TU/∂Q=(TUn-TUn-1)/(Qn-Qn-1), где n-номер расчётной строки,если полезность задаётся по табличной форме.
Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения кол-ва потребляемого блага-закон убывающей предельной полезности.Основное предположение кардиналистской концепции-стремление потребителя к максимальному удовлетворению своих потребностей.Значит,главныймотив,определяющий потребительский выбор-достижение max полезности от всей совокупности потребляемых благ. Условие равновесия в кардиналистской концепции:
MUA/PA=MUB/PB=MUC/PC=…=MUn/Pn,где MUA,MUB,MUC-предельные полезности благ А,В,С;PA,PB,PC-цены благ А,В,С.Если полезность блага А<В,то у потребителя появляется стимул потреблять >кол-во блага В до того момента,пока взвешенные предельные полезности всех благ не выровняются м-у собой.В состоянии равновесия у потребителя нет желания изменять структуру потребления,т.к.это приведёт к сокращению общей полезности по сравнению с max. Ординалистическийподход:предложили измерять полезность не отдельного блага,а определённого потребительского набора.Основой потребительского выбора в этом случае явл.объективные наборы благ,а не субъективная количественная полезность одного блага в теории кардинализма.