Кант – родоначальник немецкой классической философии. Проблему исследования формулирует вопросом: «Как возможна наука?» Он имеет в виду науки теоретические, содержание которых составляет знания определенного типа, характеризующиеся всеобщностью, необходимостью и продуктивностью. Кант пытается найти условие, позволяющее получить подобное знание. Для прояснения природы научного знания, он приводит классификацию суждений: по источнику знания и по структуре самого суждения: априорные – «до опыта» знания, характ-ся всеобщностью и необходимостью. Апостериорные – «после опыта», лишены черт всеобщности и необходимости, поэтому не могут выступать основанием теоретических наук. По структуре суждения состоят из субъекта и предиката. субъект термин –логическое подлежащее, то, о чем говорится, а предикат – этологическое сказуемое, то что говорится по поводу субъекта. Связь между ними может иметь аналитический или синтетический характер. Аналитический – в них предикат извлекается из самого субъекта термина, не добавляя к нему ничего нового, не выступают основанием науки.
Синтетический – предикаты присоединятся к субъекту внешним опытом, дополняя понятие субъекта, обеспечивает прирост, развитие знание, выступая основанием науки. Кант утверждает, что само по себе априорное знание бессодержательно, оно лишь выражает структурную организацию познават способ-ти человека. Наука будет возможна тогда, кагда априорн формы будут наполнятся опытным содержанием. Процесс познания- это переход от чувственного познания к рассудительному. Выделяет : рассудок-мышление, обусловленное опытным содержанием.
Разум –мышление, выход за пределы опыта.Последоват-ть познават-оо процесса:Чувственность->деятельность рассудка- >разум.. Кант выделил 2 априорные формы: время-форма внутреннего чувства, пространство – форма внешнего чувства. Т.е не простр-во ни время не имеют антологического статуса, не хар-ют объективную реальность. Априорные формы разума(идеи «чистого разума»):
- космологическая –идея мира, как целого , как бытия такового;
- теологическая – идея абсолютного Бога;
- психологическая – идея души.
Эти идеи выражают потребн-ть чел разума выйти за пределы опытной обусловленности, помыслить сущность мира как такового. Вывод: пределы достоверного научного знания – пределы возможного опыта, мышления, выходящий за эти пределы «чисты разум»утрачивает научную состоятельность.