Рационализм (разумный) – направление в гносеологии, считающее единственным источником достоверного знания не опыт, а разум. Рац-зм утверждает, что такие признаки достоверного знания как всеобщность, необходимость невозможно вывести ни с опыта, ни с обобщения опытных данных => всеобщее и необходимое знание может быть почерпано лишь из самого разума. Декарт обращает внимание на то, что наше познающее мышление (душа, разум) содержит в себе ряд идей, кот. невозможно получить посредством индукции. Д. большое внимание уделяет проблеме методов. Для того чтобы избегать ошибок на путях научного исследования, Д. предлагает пользоваться методом радикального сомнения. Декарт считает, что сомневаться можно не только в истинности отвлеченных положений, но и данные органов чувств можно поставить под сомнение. «Я мыслю, следовательно существую». Все многообразие реальности, посредством анализа, может быть сведено к 2-ум самостоятым субстанциям. Это материя и душа (т.обр. Д. занимает позицию дуализма). Атрибут - неотъемлемое св-во субстанции, характ-щее ее сущность. Спиноза считал, что связи и отношения, объясняющие реальность явл-ся выражением рациональной необходимости. Принцип фил-ии Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, наз-ет ее Богом или природой. Эта субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, однако для чел-го познания доступны лишь 2 из них: протяженность и мышление. Помимо понятия атрибут С. вводит понятие модус - явл-ся св-ом субстанции, однако в отличие от атрибута это св-во приходя-щее, случайное. Спиноза делит модусы на 2 гр.: конечные и бесконечные. Бескон-ми модусами явл-ся воля, покой, движение и т.п. Кон-ые модусы - все единые вещи. Спиноза различает 3 вида познания: эмпирическое, рациональное, интуитивное. Эти 3 знания различаются степенью ясности и отчетливости (от самой низкой – в эмпирическом знании к самой высокой – в интуитивном). Лейбниц. Считал, что интеллект и его деятельность предшествует опыту. Актуальное знание неврождено, врождено потенциальное зн.. Два типа истин: истины разума (противоп-ое кот. логически немыслимо. Они базируются на законах логики, всеобщны и необходимы) и ист. факта (эмпирические, лишенные необходимости. Противоп-ое им логически мыслимо). Лейбниц обосновывает принципы плюраризма, т.е. утверждает наличие множественности субстанций. Субстанции Л. называет монадами и утверждает, что каждая из них обладает такими атрибутами как сила. Монады отличаются др. от др. степенью актуализации своих атрибутов.