Родоначальником нового подхода к науке становится Ф. Бэкон. В своей работе «Новый органон» Бэкон выдвигает проект «великого восстановления наук» Бэкон считал, что наука не является самоцелью человеческих усилий. Цель научного знания – человеч-я польза, обеспечение общественного прогресса, улучшение условий жизни людей («Знание – сила»). Основная причина заблуждений – идолы (предрассудки ума) Идолы рода – суждение об объективной реальности по аналогии с самими собой, наделяя природные явления и процессы человеческими качествами. Идолы пещеры – ошибки, связанные с субъективностью человеческого восприятия. Идолы рынка – неправильное употребление слов и понятий, что отвлекает от исследования самой природы. Идолы театра – отсутствие критичности вследствие подчинения авторитету. 3 способа исследовательской деятельности: путь муравья – бессистемное механическое накопление суммы опытных данных. Путь паука – стремление вывести всю сумму знаний дедуктивно (от общего к частному), анализируя основоположения самого разума и пренебрегая опытными данными. Путь пчелы – сбор фактических данных и последующем обобщении их на основе рациональных принципов. Эмпиризм (лат. emperia – опыт) – это направление в гносеологии, считающее чувственный опыт единственным источником человеческого познания.Опыт – это процесс непосредственного воздействия внешнего мира на наши органы чувств. Сенсуализм (от лат. sensus - ощущение, чувство) – это направление, выводящее все человеческие знания из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений. Джон Локк. Локк первым сформулировал основы эмпиризма, разработал сенсуалистическую теорию познания. "Опыт о человеческом разуме" - его основное философское произведение. Задача философии Локка это анализ пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Человеческая душа (мысль, разум) изначально, от рождения, подобна чистой доске, письмена на которую наносит наш опыт. Опыт и должен стать главным предметом философского исследования Локк различает два вида опыта: опыт внешний и опыт внутренний. Внешний опыт первичен. Он приобретается на основе чувственных ощущений, восприятий внешнего мира. Внутренний опыт (рефлексия) направлен на исследование собственно процесса познания, на деятельность мысли (души). По степени достоверности Локк разделяет познание на две ступени – правдоподобное и бесспорное. Ощущения дают нам знания правдоподобные (вероятностные), а последующее размышление способно привести нас к знанию бесспорному. Локк выдвигает теорию первичных и вторичных качеств. Первичные качества объективны, т.е. они принадлежат предметам внешнего мира независимо от нас. Вторичные качества субъективны, они не принадлежат самим предметам внешнего мира, а характеризуют лишь сам процесс человеческого восприятия. Джорж Беркли. Беркли считает, что все наши знания (прямо или опосредованно) выведены из наших ощущений, а потому обусловлены спецификой наших органов чувств. Тем самым, все качества следует признать вторичными На основе этих рассуждений Беркли формулирует принцип своей философии: «Существовать, значит быть воспринимаемым». Беркли делает вывод о том, что материальные тела (природа) объективно (т.е. независимо от нас) не существуют. Они существуют лишь в нашем собственном сознании, в нашей мысли.Беркли утверждает, что источником наших ощущений не может выступать материальный мир (поскольку материального мира объективно не существует), следовательно, источник наших ощущений нематериален, имеет духовный характер. Таким источником, как полагает Беркли, является духовная субстанция (начало), т.е. Бог Дэвид Юм.По утверждению Юма, наш разум имеет дело только лишь с содержанием наших собственных ощущений, а не с тем, что эти ощущения вызывает. Поэтому, мы принципиально не в состоянии доказать положение об объективном существовании материального.
Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов. |
В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истопкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность. |
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, — главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). |
Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека. |
С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. Существует З составляющих человека: дух, душа, тело. |
Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его — тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные noci упки. Душа — звено, связывающее тело и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке.
|