Методы и средства проектирования ИС.
Классификация методов проектирования ИС:
1. По степени использования типовых проектных решений:
• Оригинальные (индивидуальные)
• Типовые
Оригинальное проектирование предполагает разработку систем без использования готовых проектных решений. Типовое проектирование основывается на использовании типовых проектных решений с возможной их настройкой (адаптацией) на особенности конкретной предметной области.
2. По характеру адаптации проектных решений:
• Методы перепрограммирования
Методы перепрограммирования предполагают необходимость разработки изменяемых программных модулей заново.
• Методы параметризации
Методы параметризации обеспечивают настройку проектных решений путем изменения параметров в программных модулях.
• Модельные методы
Модельные методы основываются на внесении изменений в модель предметной области с последующей генерацией программного кода изменяемого модуля.
3. По степени автоматизации методы проектирования:
• Методы с универсальной компьютерной поддержкой
• Методы с специальной компьютерной поддержкой
Методы с универсальной – используют универсальные языки программирования. СУБД, табличные процессы.
Созданию информационной системы предшествует исследование предметной области и построение модели автоматизируемого объекта.
При использовании оригинальных методов специфика исследуемого объекта проявляется наиболее полно, но отличается большей трудоёмкостью и более высокой стоимостью по сравнению с типовыми методами. Наибольшее распространение получил этот метод на первом этапе («снизу-вверх») подхода к проектированию ИС
Применяемые на практике типовые методы проектирования ИС отличаются высокой степенью интеграции типовых решений и уровнем их использования. Наибольшее распространение получил этот метод на втором этапе («сверху-вниз») подхода к проектированию ИС.
Объектно-ориентированный подход. При таком подходе выделяют объекты, которые и составляют предметную область, для которой создаётся ИС. Рассматриваются характеристики объектов и их взаимодействие.
Проектирование ИС с применением компьютерной поддержки, называется CASE – технологии проектирования. CASE – технологии применяются не только для автоматизации проектирования ИС, но и для разработки моделей бизнес-процессов при проведении бизнес-анализа. CASE – технологии применяются в ситуациях, когда проблематика предметной области отличается большой сложностью.
- представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.
Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.
Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями:
- мощные графические средства для описания и документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности;
- интеграция отдельных компонент CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС;
- использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).
Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ПО от его кодирования и последующих этапов разработки. Преимущества CASE-технологии по сравнению с традиционной технологией оригинального проектирования сводятся к следующему:
- улучшение качества разрабатываемого программного приложения за счет средств автоматического контроля и генерации;
- возможность повторного использования компонентов разработки; поддержание адаптивности и сопровождения ИС;
- снижение времени создания системы, что позволяет на ранних стадиях проектирования получить прототип будущей системы и оценить его;
- освобождение разработчиков от рутинной работы по документированию проекта, так как при этом используется встроенный документатор;
- возможность коллективной разработки ИС в режиме реального времени.
CASE-технология в рамках методологии включает в себя методы, с помощью которых на основе графической нотации строятся диаграммы, поддерживаемые инструментальной средой.
Методология определяет шаги и этапность реализации проекта, а также правила использования методов, с помощью которых разрабатывается проект.