Гражданская война 83—82 до н. э. (лат. Bella Civilia, 83—82 гг. до н. э.; иногда происходит объединение событий в гражданскую войну 88-82 до н. э.) — междоусобная война в Римской республике между сторонниками Суллы и приверженцами умершего Гая Мария, объединившимися вокруг его сына Гая Мария младшего и консула Гнея Папирия Карбона.
Причины войны
Конфликт разгорелся прежде всего из-за неразрешимых противоречий между двумя группировками, сплотившимися вокругЛуция Корнелия Суллы с одной стороны и Гаем Марием младшим с другой.
Начальный этап войны
Сулла высадился в Брундизии в 83 году. Он быстро продвигался к Риму, поскольку марианцы оказались совершенно не готовы к войне. Кроме того, ему несколько раз
Одна из первых битв произошла у Канузия в районе горы Тифаты[7] между Гаем Норбаном и Суллой. В битве погибло 6000 солдат Норбана и 70 солдат Суллы[8][9].
Зимой 83/82 боевые действия не велись по причине неблагоприятных погодных условий[10].
Возле Фавенции Гай Норбан и консул 82 года Гней Папирий Карбон начали битву против Квинта Цецилия Метелла Пия в крайне неудачных условиях и были разбиты. В этой битве у Норбана погибло до 10000 солдат, а ещё 6000 перебежало на сторону сулланцев[11].
В результате битвы под Сигнией Марий с небольшой частью своей армии был вынужден отступить в укреплённый город Пренесте. Вскоре, однако, город был окружёнСуллой.
Осада Пренесте
После того, как Марий был заперт в Пренесте, Сулла решил осадить город. Ему было известно, что верных Марию солдат в городе немного и они не смогут снять осаду своими силами. Осаду Пренесте Сулла доверил Лукрецию Офелле. Он вырыл на некотором расстоянии вокруг города ров и поставил частокол.
Битва у Коллинских ворот
Битва между Суллой с одной стороны, и объединённым войском марианцев с другой, произошла в начале 82 года. Армия Суллы уступала в численности 70-тысячной марианской, однако последняя была составлена из малоопытных италиков, не горевших стремлением умереть в бою. Известно также, что в битве на стороне марианцев принимало участие много италиков из племён самнитов и луканцев.
После прибытия в город Сулла уничтожил всех военачальников Мария, а затем приказал всем защитникам города построиться в поле без оружия, разбившись при этом на три группы — римлян, самнитов и пренестийцев. Римлян Сулла простил, всех остальных приказал вырезать, но приказал оставить их жён и детей. Сам город Суллаотдал на разграбление солдатам.
Итоги войны
В ходе военных действий марианцы были разбиты на всех направлениях (за исключением Испании, где ещё длительное время продолжал сопротивление Квинт Серторий, но он сражался не за идеалы марианской партии, а за свои собственные интересы). Все города Италии подчинились Сулле, который был безусловным победителем.
Причины победы Суллы и его соратников кроются прежде всего в слабости марианской партии, в отсутствии её широкой поддержки. Лишь самниты и луканцы выступали на стороне марианцев до самого конца.
Сулла установил власть над страной в ходе ожесточённой вооружённой борьбы. Впоследствии он установил собственную единоличную, неограниченную по времени диктатуру.
Победив демократов в гражданской войне, Сулла стал действовать с беспощадной жестокостью. Созвав сенат в храм богини Беллоны, он велел привести в близлежащее здание шесть тысяч пленных самнитов и кампанцев и перебить их всех, в то самое время как он делал сенату строгий выговор. «Не обращайте внимания на эти крики, – сказал он, как уверяют, сенату, когда раздались стоны безоружных пленников. – Это несколько негодяев, которых я велел проучить». Взяв город Пренесте, где ещё оборонялся Марий Младший, Сулла хладнокровно велел перебить всех жителей, способных носить оружие, вместе с самнитским гарнизоном – всего 12 тысяч человек. Марий-сын сам умертвил себя при сдаче города.
Умертвив несколько тысяч своих сограждан по одному произволу, Сулла старался придать дальнейшим своим действиям вид законности и для того заставил провозгласить себя диктатором, соединяя с этим званием понятие, которого оно никогда прежде не имело. Он велел избрать себя не на шесть месяцев и не для одной какой-либо определенной правительственной цели (как это бывало всегда при назначении диктаторов), а на неопределенное время и для произвольного преобразования государственного устройства.
целью диктатуры Суллы был возврат римского народа к его древним нравам, но если бы новый властелин Рима имел такое намерение, то он не предавался бы до конца жизни сладострастью и всем чувственным наслаждениям. Возобновление звания диктатора, которое уже более ста лет, казалось, совсем вышло из употребления, было несравненно страннее, чем основание монархии, потому что диктатура Суллы была тираниею и военным деспотизмом, а такое насильственное господство, водворившись однажды, могло служить заразительным примером для каждого предприимчивого полководца.
Чрезвычайная диктатура Суллы продлилась два года (81 и 80 г. до Р. X.): в первый год он велел избрать двух консулов, которые были совершенно подчинены ему. Во второй он сам был и диктатором и консулом, назначив себе товарищем Метелла Пия. На третий год (79 до р. X.) Сулла не только отказался от консульства, но совершенно неожиданно сложил с себя диктаторскую власть; утомленный нравственно и физически, он стремился только к покою и наслаждениям и мог оставить дела с полною уверенностью, что никто не осмелится изменить ни одной буквы в его постановлениях, и что если только ему вздумается, он во всякое время может вновь захватить себе диктатуру