V век до нашей эры. Греция. Это время окончания войн между греками и персами. Афины в это время становятся великим и богатым городом, значительно превосходя по всем параметрам своих союзников.
Культура Греции классического периода вступает в пору своего наивысшего расцвета, и это в большей степени способствует добыча мрамора в Пентеликоне, что в юго-восточной части Средней Греции, носящей имя Аттика.
Главным центром развития классической греческой культуры считались Афины. Но строительство ведется так же и в других областях Эллады. Именно в это время в северо-западной части Пелопоннеса, а именно в Олимпии возводится храм Зевса, который поражает своим величием. Строительством этого святилища руководил знаменитый греческий архитектор Либон, которому удалось создать сооружение «сурового» стиля, который был присущ многим творениям V века до нашей эры. Множество храмов того периода было выстроено на Сицилии, а так же в Южной Италии, среди которых наиболее выдающимися являлись: храм Посейдона построенный в Песте, храм Зевса, построенный в Агригенте и пр.
В Афинах на первоначальных этапах развития классической культуры было создано множество монументальных сооружений, строительство которых заняло мене двадцати лет. Среди общей массы сооружений этого периода особенно выделяются Пропилеи, Перфенон и святилище Афины-Победительницы.
В сооружениях V века отчетливо просматривается смещение дорической и ионической архитектуры. Идеальной гармонии в совмещении этих двух стилей смогли достичь мастера Калликрат и Иктин, во время возведения Парфенона. Это сооружение очень сильно отличается от того же храма Зевса – все оно получило некую легкость. Такой эффект получился при смене массивных, толстых колонн на более тонкие и изящные. Из ионического стиля в классическую культуру пришел фриз, устраиваемый на внешней западной части сооружений. Найти идеальное соотношение дорического и иноческого стилей старался архитектор Мнесиклет. Он занимался созданием ворот Пропилеев – вход в Акрополь. В этом сооружении колоны дорического стиля отлично сочетаются с рядом стоящими колоннами ионического стиля.
Как уже говорилось, одним из наиболее известных сооружений раннего греческого классицизма является небольшой храм Афины-Победительницы. Возводился он под руководством Калликрата, который в этом случае решил использовать только один стиль – ионический.
Во времена Пелопоннеской войны в живописной местности был выстроен Эрехтейон, знамений своими кариатидами, расположенными с южной стороны сооружения. При создании этого сооружения строитель так же отдали предпочтение только ионическим традициям.
Наиболее знаменитые творения афинских мастеров располагаются в пределах Акрополя. Сам город состоит скромных, низких домов, и разрезан многочисленными кривыми и узкими улицами. Про бурное развитие в этой местности свидетельствовал порт Пирей и сооружение, в котором древние греки проводили музыкальные состязания.
Греческие мастера, жившие в период становления классической культуры, по возможности старались украсить и благоустроить города. К примеру, аристократ Кимон засадил рыночную площадь тенистыми платанами, а так же заложил в роще, посвященной Академу, гимнастические площадки и выстроил колоннады, призванные в самые жаркие часы давать тень. Наиболее знаменитой колоннадой стала Стоя Пойкиле, украшением которой занимались Полигнот и прочие мастера живописи того времени. В росписях мастера прославляли деяния афинян, рассказывала картинами о многочисленных войнах и битвах.
Длинная стена, соединившая порт Пирей с Афинами, так же была построена в этот время и сегодня она признана одним из величайших памятников архитектуры периода развития греческого классицизма.