Начало серьезного изучения. Конец XVIII в. Возникновение историко-критического метода в источниковедении (отцы – Нибур (Рим), Вольф (Гомер), Бентли(-VI в.)). Возможность исследовать прямо в Греции после её освобождения. Греция – это модно.
Конец XVIII – начало XIX.
Винкельман (1764). Первый труд по греческому искусству.
Бёк (экономика Афин), его ученик – Мюллер (отдельные города, мифология, археология). Дройзен (эллинизм). Курциус «Греческая история» (1867) – идеализация культуры, ничего про социальные отношения. В Англии – Митфорд «История Греции» (1794): Спарта – идеал. Грот «История Греции» (Афины – гуру. Но подход к истории более комплексный, чем у Курциуса и иже с ними). От археологии – Эванс и Шлиман. От этнологии - Морган «Древнее общество» (мучал Гомера, Греция на тыщу лет старше).
Середина XIX в.
Рост внимания к рабовладению. Маркс и Энгельс (форма собственности, рабы). Общиной и рабами занимался Фюстель де Куланж «Античная гражданская община» (1864) – община как основа цивилизации, никакого капитализма не было, рабы. Рабовладельческие отношения определяют очень много всего и у Валлона («История рабства в античном мире»).
Конец XIX в. Культура прежде всего, и там самое яркое – Буркхард («История греческой культуры») – духовная культура – это всё, особый «греческий дух» определяет всю историю. Социально-экономическая история. Мейер (помимо отдельных монографий знаменит своей теорией двух циклов развития Европы – античного и собственно европейского. По теории – капитализм XIX в. и Греция с Римом – одно и то же), Бюхер, Белох. Тенденция модернизировать историю Греции, «греческий капитализм». Благодаря папирологии с конца века-нач. 20 – куча исследований по эллинизму – Низе, Керст, Магаффи, Бивен.
XX в.
До 1920-х тухло, т. к. войны. С 20-х – новый этап: новые источники, новые методы (математика и пр.). В Германи и Италии особенно история Древней Греции используется в политцелях. ДГ перестаёт быть изолированной от остальной истории – «Кембриджская древняя история» (28-38), «Всеобщая история» под ред. Глотца. Куча всемирных историй выходит после WWII, но в них собственно греческого материала мало => переиздание кембриджской с 60-х.
Частные исследования – активно занимаются экономикой. Концепции две – «греческий капитализм» и особый путь античности. 1) «Греческий капитализм» - М. Ростовцев (40-е), Тутен (20-е), Глотц (20-30-е). 2) Особый путь – Ч. Старр, Э. Вилль, Финли («Античная экономика», – неприменимы даже понятия спроса, капитала и т.д. Всё производство не в городах, а в замкнутых ойкосах, никакой прибыльной мотивации.
Рабством занимаются снова с 50-70-х Изначально тоже две концепции (целые школы) – Уэстерман (ант. цив. не рабовладельческая по своей сути) и Фогт (рабство играет очень большую роль). Особая позиция – Финли – рабство было и значительное, но не было класса рабов, классов вообще не было. Социальными отношениями вообще занимаются: Дж. Томпсон, Левек.
Политика. Афины – Клоше, Моссе и др. – комплексный подход без идеализации. Спарта – Митчел, Хаксли – генезис полиса (до VI в. – была какая-то динамика, потом консервация ликурговой ретрой. Митчел спарту называет феодальным обществом). Ларсен (53) и Эренберг (60-е) – обобщают политику – государство стоит над обществом и направляет его развитие.
Марксистская и около школа на западе 50-70 – Сэн Круа, Картледж, Педгаг.
80-е множество всяких конференций и симпозиумов и => издание сборников («Великая Греция»). Занимаются в основном экологией (Ракхэм), демографией (Хансен), исторической географией.
90-е. Меньше внимания соц-эк. Больше – экологии. По-прежнему политика, культура. Общие работы – 4 тома кембриджской истории Мэррей. По экологии – с/х (Мэррей, Салларес), отдельные регионы (Рэкхем – Беотия и Крит). Особо изучают Трою и Микены – раскопки Корфмана, конгрессы. 200 лет «гомеровскому вопросу» (поставил его Вольф). По прежнему занимаются колонизацией (Валле), полисом (куча конференций, 100 лет как найдена «АфПол» Аристотеля), эллинизмом.