Следующую модель развития государственности представляет обширная северо-восточная окраина русской земли - Ростово-Суздальская или как она впоследствии стала называться Владимиро-Суздальская земля. Расположенное за полосой густых лесов благодатное суздальское ополье (свободное от леса пространство плодородной земли) стало основой для развития здесь земледелия. Гордые и непокорные люди проживали здесь - вятичи, их соседями были многочисленные угро-финские народы, с которыми перемешиваются славяне. В эпоху раздробленности сюда, на северо-восток, идет поток переселенцев из южных земель, беспокоимых набегами степняков, а также и из новгородской земли.
В Ростово-Суздальской земле сформировалось сильное и мощное княжеское землевладение. По своим размерам оно превосходило боярское. Можно сказать, что это явилось одним из существенных факторов придания именно здесь княжеской власти авторитарных черт и признаков. Довольно рано, уже к 11 веку в городах Суздальской земли ослабевает роль вечевых органов. Их позиции сохранялись долее только в так называемых старых городах - самом Суздале и Ростове Великом. Это в немалой степени тяготило великих князей.
В 12-13 веках основываются крупные города - Владимир, Переяславль Залесский, Галич, Дмитров. Городские органы - вече в новых городах менее влиятельны чем в старых - Ростове и Суздале, поэтому именно они поддерживают князя.
Окончательное обособление Суздальской земли от Киева происходит в правление Юрия Владимировича Долгорукого. Усиливается княжество при Юрии Долгоруком (1125 – 1157 гг.), Его сыновьях Андрее Боголюбском (1157- 1174 гг.) и Всеволоде Большое Гнездо (1176 - 1212. гг.). Юрий Долгорукий получил свое прозвище за то, что стремился к распространению своей власти и на соседние земли. Последние годы своей жизни он провел в борьбе за киевское княжение, и добившись своего, там же в Киеве и умер в 1157 году.
Его сын от первой жены - половецкой ханши, Андрей Юрьевич, уже не хотел бороться за Киев. Он укрепляет власть князя в своем собственном Залесском крае. Те походы, которые совершил на Киев Андрей , имели своей целью только ограбление, вывоз ценностей. В одном их таких походов им была вывезена знаменитая икона греческого письма, изображающая божью матерь с младенцем (Икона Владимирской божьей матери). Андрей Боголюбский переносит столицу своего княжества в новый город - Владимир-на-Клязьме. Задумаемся, почему это было сделано. Видимо, существовавшие в старых городах традиции, сохраняющийся вес вечевых органов мешали князю развернуться во всю ширь, укрепить свою единодержавную власть.
Всю свою жизнь Андрей Боголюбский боролся за позиции власти и с местными олигархическими кругами.
Значительные земли и влияние принадлежали боярству. Одним из самых крупных боярских родов был род Кучковичей. Им принадлежала территория Москвы. В 1147 году Москва впервые упоминается в летописи, как место где князь Юрий провел переговоры со своим соседом северским князем Святославом Ольговичем. При Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском ряд боярских владений переходит в собственность князей. Так, в частности, была отнята в княжеский удел и Москва , где в 1156 году по повелению князя Юрия здесь был возведен первый Кремль.
Большое внимание владимиро-суздальские князья уделяли укреплению связи власти светской и духовной. При Андрее Боголюбском во Владимире был построен Успенский собор, церковь Покрова–на-Нерли. Владимир стал центром богородичного культа всей северо-восточной Руси. Именно божья матерь стала небесной покровительницей княжества.
Деспотические устремления Андрея Боголюбского, его нежелание считаться с чем-либо кроме собственной воли породило недовольство в боярской среде. Против князя был составлен заговор, результатом которого стало убийство князя в его собственной опочивальне во дворце в Боголюбове в 1174 году.
После его смерти, в земле началась усобица, завершившаяся приходом к власти младшего сына Юрия Долгорукого Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (подобное прозвище князь получил благодаря наличию у него обширного потомства). «Слово о полку Игореве» упоминает о князе Всеволоде как о самом могущественном среди всех князей земли, чье войско «шеломами могло вычерпать воду Дона». Ему удалось даже заставить считаться с собой и Новгород.
Именно при Всеволоде авторитарная власть князя достигает своего апогея, получает свое идеологическое обоснование - «Слово Даниила Заточника». Произведение автора, именуемого Даниилом Заточником, выражало традиции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и сделать страну готовой к отпору натиска врагов. Это послание, по мнению ряда историков, обращено к князю Владимиро-Суздальской земли Всеволоду Юрьевичу. Рассказывая о своей судьбе, Даниил пишет, что сложилась она неудачно, сто потерял он свое состояние и находится в весьма тяжелых обстоятельствах. А посему, и обращается Даниил к своему господину - князю.
Своим произведением Даниил как бы предвосхищает мысль о необходимости объединения всех русских земель под единой и могучей верховной властью. Оно многократно переписывалось, копировалось в русских землях, как своего рода наследие Руси доордынской Руси Московской.