пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


10.Основные теории происхождения права.

Основные теории происхождения г-ва

Теологическая теория является одной из самых древних. Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога.              Колыбелью многих ранних философских, религиозных и иных теорий принято считать древнюю Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии — Сократ— был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за «введение новых божеств» и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, — Аристокл, известный больше под прозвищем Платон, основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения г-ва является божество. Аристотель также утверждал божественное происхождение г-ва.
     Своего расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже ХII-ХIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл ее состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (г-вом) и доказать, что нет г-ва и права «не от бога». Два меча получили основатели церкви от Всевышнего. Один вложили в ножны и оставили при себе, другой вручили государям — вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви. Политическая окраска этой концепции очевидна.
    Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав г-во, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих г-венную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Такая позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении г-ва, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что г-во представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне г-ва общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию г-ва. Аристотель утверждал, что г-венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

     Согласно данной теории г-во произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в г-во. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.

Теория договорного происхождения г-ва также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что г-во возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что г-во покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

      Договорная теория объясняет происхождение г-ва общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. 

      Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях.
     1) Возникновению г-ва предшествует естественное состояние людей.
     2) Г-во возникло и покоится на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Г-во и право представляются продуктом разума и воли (людей или бога). Решив выйти из «естественного» (дог-венного) состояния, люди объединились в г-во на определенных условиях: они добровольно передают г-ву часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а г-во обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.

     Предполагается возможным два договора: первым учреждается сама политическая форма власти - г-во; вторым - подчинение “народа” определенному лицу или группе лиц, носителям этой власти. Ряд авторов (Ж. Руссо, А.Н. Радищев) дополняют эти положения указанием на то, что, если правитель будет плохо обеспечивать интересы народа, народ вправе его свергнуть.

     Важно заметить, что в п-пе сам общественный договор не рассматривается как реальный, имевший место исторический факт. Это логическая предпосылка, объясняющая разумность происхождения г-ва и его отличие от естественного состояния людей.
     3) В результате создания г-ва в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая — естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретённое право, исходит от г-ва (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты).

Органическая теория. Представления о г-ве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и ф-ции г-ва со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что г-во во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без г-ва.

     Органическая теория, видным представителем которой является Г. Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, г-во есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что г-во образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

     В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских г-в). Так, австрийский г-вовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы г-во возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и г-во появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Г-во и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и г-ва- образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию. Чтобы возникло г-во, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать г-венный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению г-ва. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в г-вообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования г-ва, но служило мощным катализатором этого процесса.

Марксистская теория происхождения г-ва наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и г-ва».

     Материалистическая теория исходит из того, что г-во возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает г-во, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

      Суть теории заключается в том, что г-во явилось на смену родоплеменной организации. В материалистической теории г-во не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и  социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных  социальных  слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает  противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало г-во.

     Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения г-ва: афинскую, римскую и германскую.

     Афинская форма - классическая. Г-во возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

     Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает г-во.

     Германская форма - г-во возникает как результат завоевания обширных территорий для г-ва над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

 Ирригационная теория.    Её связывают с именем современного немецкого ученого Витфогеля К.А. В его работе «Восточный деспотизм» возникновение г-ва в ряде стран Древнего Востока связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость и приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество.

Основные теории возникновения права

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов и их «помазанников» - правителей г-в. Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского.

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от ничего.

На вершине - вечный закон. Это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено, план находится в голове творца, но он проявляется во вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. Ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Но чтобы человек мог следовать божественному определению, он был наделен способностью постигать отдельные части вечного закона, распознавать, что ему соответствует, а что противоречит. Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения.

На этой основе человек вырабатывает определенные рационалистические п-пы, составляющие естественный закон. Он порожден разумом людей подобно тому, как вечный закон заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как общие п-пы, лежащие в основе принятых обычаев.

Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей избегать зла и достигать благодетелей. В отличии от закона естественного, человеческий закон – это императива, т.е. предписание с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона в разных странах могут быть несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми и образует «право народов».

Существует еще и божественный закон. Он представляет собой часть вечного закона, который передается с помощью Откровений. Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых.

Три вида законов - божественный, естественный, человеческий - должны ввести человека в круг действия вечного закона. Из них наиболее несовершенен человеческий закон. Фома предлагает подвергать его проверке с точки зрения соответствия естественному и божественному законам. Критерием служит религиозное сознание, нравственный долг. На основе этого он делает вывод, что закону, несоответствующиму естественным установлениям можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона является признаком тирании. Однако ради общего спокойствия он не запрещает их соблюдение. Фома гораздо категоричнее в отношении позитивного права, противоречащего божественному закону. Такие нормы не должны соблюдаться. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобряет неповиновение тиранам вплоть до восстания, если тиран заставляет совершать акты противоречащие вере, но любое выступление против законной власти он считает смертным грехом.

Теория естественного права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное г-вом путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, г-ва, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Юридический позитивизм: нормативизм. Во второй половине ХIХ века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С т.з. этой теории право творится г-вом - это нормы г-ва, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых г-вом для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого г-ва. Однако только та справедливость, которая получает защиту г-ва, есть право. Позитивистская юриспруденция в начале ХХ века нашла свое продолжение в современном нормативизме.

Нормативистское направление. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р.Штаммлером. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. В развитии права он видит развитие самого общества. Идеал общества - это общество «свободно хотящих людей», в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого. С таким регулированием должен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он принял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону.

В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены венским юристом Г.Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, т.к. в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, т.е. последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская теория «суверенную» норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закону как НПА, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.

Многие ее сторонники выступали против противопоставления г-ва в права, определяли г-во как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок. Кельзен считал, что г-во столь же мало мыслимо без права, как и право без г-ва. И то и другое - две стороны единого явления. Власть есть право. Право и обязанности г-ва ничем не отличаются от прав и обязанностей других лиц, ибо как в первом, так и во втором случае они определяются законом.

Психологическая теория права. Распространение данная теория получила в начале XX в. в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Петражицкого.

Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия - физическое и психическое. Право как одно из явлений этого бытия принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Человеческие поступки могут быть свободными и связанными.

Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Если наш долг в этическом сознании представляется связанным по отношению к другому человеку, психически закреплен за ним как принадлежащий ему, а этот другой имеет притязание на наш долг, на исполнение нами обязанности, то в этом случае речь идет о юридическом долге. Если же обязанность не представляется нам принадлежащей другому, а этот другой не имеет притязания на исполнение нами нашего долга, то в этом случае налицо нравственная обязанность.

В основе правовых переживаний лежат атрибутивные эмоции долга, а в основе нравственных - только императивные этические эмоции.

Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и позитивное (или гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

Марксистская концепция происхождения права. Представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и г-во, оно является продуктом классового общества.

Утверждалось, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом. Тем самым подтверждалась идея, что классовость права есть его постоянный и объективный признак.

 «Равное право», по мнению Маркса, здесь действительно имеет место, но это еще «буржуазное право», которое, как и всякое право, предполагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу. Поэтому «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость. Такое неравенство заложено в физиологическом и социальном положении людей. В условиях, когда каждый должен отработать равную с другими долю общественного продукта, в экономически невыгодном положении оказываются люди, которые в силу своего физического или психического состояния не могут быть равноправными участниками общественного производства и потребителями его благ.

Отсюда следует вывод, что при равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей.

Социологическая школа права. - одно из основных направлений правоведения XX века. Социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли Муромцев С.М.  и Шершеневич Г.Ф. Видным ученым современной американской социологической школы права считаются Р.Паунд.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги, социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше г-ва. Правила социальной солидарности и составляют объективное право, которое не подчинено г-ву, но подчиняет себе г-во.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового г-ва, в котором и само г-во, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

 


21.04.2015; 22:13
хиты: 7030
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь