Последствия пережитого травматического стресса могут наблюдаться как у взрослых, так и у детей. Вербальные, мимические, идеомоторные и поведенческие проявления могут указывать на наличие травматических переживаний. Состояния, связанные с переживанием травматического стресса, могут принимать хронический характер и приводить к тяжелым последствиям, проявляющимся в психопатологической симптоматике.
В международном классификаторе болезней (МКБ-10) в рубрике тревожных расстройств описаны психопатологические синдромы, представляющие собой процесс хронификации травматического расстройства.
Развитие психопатологической симптоматики в процессе переживания травматических событий представляет собой следующую картину: вслед за травматическим стрессом (симптомы травматического стресса наблюдаются в течение 2-х дней) возможно появление острого стрессового расстройства (ОСР), продолжительность которого колеблется от 2-х дней до 1 месяца. Если симптомы ОСР не исчезают, то через 1 месяц возможно определение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), и в качестве отдаленных последствий ПТСР возможна диагностика хронических изменений личности после переживания психотравмирующей ситуации (для постановки диагноза симптомы хронического личностного расстройства должны наблюдаться в течение 2-х лет).
Клинические симптомы ОСР и ПТСР включают три основные группы:
-
навязчивое вторжение травматического опыта
-
возбуждение
-
избегание
Симптомы хронического личностного расстройства включают в себя не связанные с органическими или психическими заболеваниями симптомы: враждебное отношение к окружающим, социальную изоляцию, стойкое чувство внутренней пустоты и безнадежности, состояние хронического внутреннего напряжения.
Проявления травматического стресса у детей совпадают в общих чертах с характеристиками посттравматических переживаний у взрослых и могут быть описаны согласно классификатору DSM-IV и МКБ-10 пятью критериями: А, В, С, D, и Е. В то же время особенности посттравматического стресса имеют свою специфику в детском возрасте и определяются особенностями возрастного развития и незрелостью защитно-компенсаторных систем организма и личности ребенка.
Критерии посттравматического стресса включают в себя общие со взрослыми и специфические для детского населения проявления:
А. Ребенок или взрослый был участником или свидетелем травмирующего события и испытал интенсивный страх, беспомощность или ужас. В международных классификациях психических расстройств к таким травмирующим событиям относят угрозу смерти или серьезных повреждений по отношению к себе или к другим людям.
У детей могут вызвать страх, беспомощность, ужас и другие ситуации, например, насилие, хирургическое вмешательство, вынужденная разлука с родителями. Эмоциональные реакции страха и беспомощности у детей могут сопровождаться дезорганизацией поведения с признаками ажитации или агрессивности (критерий А).
В. К общим признакам травматического стресса у детей и взрослых относят повторное переживание травматического события в форме повторяющихся и непроизвольно всплывающих в сознании воспоминаний о событии, повторяющихся кошмарных сновидений, в повторяющихся действиях и чувствах, обманах восприятия, пережитых во время травматического события.
Специфика симптомов повторных переживаний у детей заключается в том, что пережитые травматические события находят выход в детских играх и рисунках. Сюжеты детских игр и рисунков отражают содержание травмирующих событий.
Например, дети, пережившие госпитализации и хирургические вмешательства, часто играют в больницу, во врачей. Столкнувшиеся со смертью, они могут играть в похороны и т. п.
Особенностью игровых действий в этом случае является то, что игра носит повторяющийся, однообразный, монотонный характер без элементов развития и катарсиса.
У детей и взрослых возможны интенсивные негативные переживания, сопровождающиеся физиологической активностью при столкновении с ситуацией, напоминающей о травматическом событии. У детей могут появиться страхи, опосредованно связанные с травматическими событиями и кажущиеся взрослым немотивированными.
Например, у детей, перенесших сложное и болезненное лечение, часто наблюдается так называемый «страх белых халатов». У детей, переживших госпитализацию, могут наблюдаться страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение. У детей, оказавшихся заложниками и переживших трагедию в Беслане, отмечался страх бородатых мужчин, напоминавших террористов (критерий В).
С. У детей и взрослых возможны реакции избегания всего, что может быть связано с травмой (избегания мыслей, разговоров, мест, людей, прежних видов деятельности – т.е. того, что способно напомнить о травматическом событии в прошлом). У детей и взрослых может наблюдаться блокировка общей способности к реагированию, феномен оцепенения, застывания – поведенческие проявления, не наблюдаемые до травмы.
Дети могут на длительное время утратить приобретенные ранее навыки. Например, ребенок, овладевший речью, перестает разговаривать, теряет приобретенные ранее навыки опрятности. Могут возникать ощущения отдельности, отчужденности от других взрослых и детей, возникает изменение временной перспективы: дети не могут представить себе ближайшее будущее, не видят себя в отдаленной перспективе взрослыми (критерий С).
F. У детей и взрослых могут наблюдаться нарушения привычной деятельности, снижение интереса к ранее предпочитаемым вещам и занятиям. У детей могут наблюдаться проблемы в учебе, возникать конфликтные ситуации в школе и в среде сверстников (критерий F).
У ребенка развитие посттравматического стресса проходит 5 фаз:
1) фаза тревоги – немедленная реакция на событие, чаще проявляется в тревожном, ажитированном поведении;
2) фаза отрицания – здесь возможно проявление таких симптомов, как психогенная амнезия, нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, двигательная расторможенность. импульсивность, психосоматические расстройства;
3) фаза навязчивости – для этой фазы характерны повышенная физиологическая и эмоциональная возбудимость, нарушения сна, эмоциональная лабильность;
4) фаза прорабатывания – в ней ребенок может частично или полностью осознать причины случившегося, принять неизбежность потерь;
5) фаза завершения – этап возрождения к жизни. На этом этапе появляется интерес к жизни, способность строить планы на будущее.
Некоторые авторы отмечают, что посттравматические стрессовые расстройства отличаются большей распространенностью среди детского населения. При широком обследовании населения обнаружилось, что ПТСР у взрослых людей колеблется в диапазоне от 1 до 14% с вариативностью, связанной с методами обследования, особенностями популяции, частотой травматических событий в популяции, в то время как вероятность возникновения синдрома посттравматического стрессового расстройства у детей, переживших любые виды травмирующих событий, составляет 36 %.
Специфические характеристики травматической игры:
-
Сюжет отражает содержание травматических событий
-
Повторяющийся однообразный характер
-
Отсутствуют элементы развития и катарсиса
-
Сопровождается отрицательными эмоциями
-
Не служит развитию и социализации ребенка
-
Отсутствует импровизация
-
Расширение возрастных границ игровой деятельности
-
Возможность трансформации в травматическую деятельность