Одни исследователи отрицают возможность психической травматизации в детском возрасте (по крайней мере до 3-летнего возраста), а следовательно и возможность тяжелых последствий для личностного развития и будущей жизни ребенка. Так, например, Ромек В. Г., Конторович В. А., полагают, что психической травмой можно считать только то событие, которое осознается, тот случай, когда человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние, т. е. психическую травму связывают с достаточным уровнем зрелости и интеллектуального развития личности. Л. В. Трубицина полагает, что у детей младенческого (первого года жизни) или раннего детского возраста (с года до 3-х лет) еще нельзя говорить о психической травме.
Исследователи нашего времени чаще всего рассматривают психическую травму как особую форму общей стрессовой реакции (Г. Селье) в условиях, когда стрессогенный фактор превышает адаптационные возможности организма. Травматический стресс – это переживание особого рода, нормальная реакция в условиях травматической ситуации, состояние, требующее от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия.
Психотравмирующая ситуация – это экстремальная или кризисная ситуация, обладающая потенциально психотравмирующими свойствами, т.е. характеристиками, потенциально нарушающими аутопластическую адаптацию человека, приводящими к болезненным проявлениям, провоцирующим нарушения в психическом и личностном развитии.
Психотравмирующая ситуация – крайний вариант экстремальной и кризисной ситуации. Срыв адаптационных возможностей
Классификация психотравмирующих ситуаций (Ковалев): 4 основных психотравмирующих ситуации по внешним критериям (интенсивность и время воздействия):
-
внезапные шоковые ситуации, которые отличаются большой силой и угрожают жизни/здоровью ребенка и его близким
-
относительно кратковременные действия, но психологически очень значимые (смерть близкого человека)
-
хронически действующие психотравмирующие ситуации (домашнее насилие)
-
ситуации эмоциональной депривации
Исаев: источник и масштаб воздействия
-
глобальные – войны, экологические катастрофы, природные бедствия и т.п.
-
национальная и этническая вражда, культурные противостояния
-
миграция, отрыв от родной среды, утрата социального статуса
-
боязнь нападений, издевательств со стороны соседей
-
поступление в школу, давление требований учебного процесса, трудности освоения знаний, атмосфера отвержения со стороны сверстников
-
пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, больнице
-
изолированность семьи от ближайшего окружения
-
неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей
-
неадекватное или искаженное внутрисемейное общение
-
воспитание психически больным родителем
-
межличностные: недостаток душевной теплоты, жестокость
-
личностные: переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями
По мнению У. Бронфенбреннера, социокультурная среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема.
-
Микросистема имеет отношение к взаимодействию ребенка и его ближайшего окружения – семья, детский сад, школа, группа сверстников.
-
Мезосистема образуется взаимосвязями нескольких микросистем, например формальные или неформальные взаимосвязи между семьей и школой.
-
Экзосистема – общественные структуры, которые не имеют непосредственного отношения к ребенку, но оказывают на него влияние. Например, место работы родителей или местные органы здравоохранения.
-
Макросистема – ценности, законы традиции той культуры, в которой живет ребенок.
С позиций внутренней реальности, анализ трудных жизненных ситуаций предполагает анализ особенностей внутреннего (жизненного) мира человека.
Ф.Е. Василюк предложил классификацию жизненных миров, опираясь на которую возможно определить степень трудности той или другой ситуации для человека.
Анализ жизненного мира предполагает рассмотрение двух аспектов:
1) каким воспринимает человек внешний мир – легким или трудным,
2) каким воспринимает человек внутренний мир – простым или сложным.
Под легкостью подразумевается возможность удовлетворения всех актуальных потребностей человека, под трудностью – отсутствие такой возможности. Под простотой внутреннего мира подразумевается наличие только одного отношения, мотива; под сложностью – наличие нескольких, вступающих в противоречие отношений или мотивов. В соответствии с критериями «легкость–трудность», «простота–сложность».
Ф.Е. Василюк выделяет 4 типа жизненного мира человека:
1) Внутренне простой и внешне легкий (инфантильный) жизненный мир. Жизнь существа подчинена принципу удовольствия: связана с удовлетворением витальных потребностей. Ситуация воспринимается как трудная при малейшей боли или отсутствии возможности в удовлетворении актуализированной потребности.
2) Внутренне простой и внешне трудный (реалистический) мир. В этом случае элементарные потребности удовлетворяются с помощью предметной деятельности, «оснащенной» психикой. Успешное осуществление деятельности в этом случае возможно только при наличии механизмов контроля, регулирующих аффективные реакции во время отсрочек в удовлетворении потребности. При этом необходим учет реальной ситуации.
3) Внутренне сложный и внешне легкий (ценностный) мир. Внутренне сложный мир предполагает наличие различных жизненных отношений, нуждающихся в сопряжении и согласованности для сохранения целостности сознания. Обеспечение такой целостности невозможно без построения иерархии ценностей и выделения наиболее важных жизненных отношений.
4) Внутренне сложный и внешне трудный (творческий) мир. Главная задача такого мира – решение идеальной задачи, связанной с надситуативным замыслом своей жизни в целом, не имеющей готового решения. Решение такой задачи возможно только в случае опоры на наиболее сложный «орган» жизнедеятельности – волю.
У людей, принадлежащих к разным жизненным мирам, разные по силе ситуации могут восприниматься как ситуации одинаковой степени сложности, и наоборот. Ситуации одной сложности могут вызывать различные трудности у человека.
Наиболее хрупки и уязвимы представители легкого и простого мира. Для инфантильного существа всякая жизненная трудность становится неразрешимой проблемой.
Удельный вес инфантильной установки в жизненном мире зависит от следующих факторов:
а) возраст,
б) конституционально-характерологические особенности,
в) текущее психофизиологическое состояние.
У детей в силу их возрастных особенностей инфантильные установки в восприятии жизни, как правило, преобладают, что является дополнительным фактором, определяющим их повышенную уязвимость к жизненным трудностям по сравнению со взрослыми. Причем, чем младше ребенок, тем более трудной и непреодолимой может оказаться для него любая жизненная ситуация.
Дети и подростки отличаются от взрослых и в их отношении к ситуациям, обладающим разрушительным, травматическим потенциалом. Для того чтобы преодолеть негативный опыт, разрушительные последствия экстраординарных ситуаций требуются сверхусилия, полная мобилизация внутренних и внешних сил человека.
У ребенка или подростка внутренних ресурсов для преодоления негативных последствий таких ситуаций часто оказывается недостаточно. Актуальный уровень развития психики ребенка не позволяет эффективно ответить на вызовы, которые делает жизнь.
В исследованиях отечественных авторов отмечается, что общие представления о причинах, особенностях переживания травматических ситуаций в детском и подростковом возрасте описываются с преимущественной опорой на исследования взрослых людей. В то же время существуют специфические для детского возраста особенности переживания и преодоления травматических ситуаций.
К таким специфическим чертам детского населения, отличающим его от взрослого контингента в условиях травматических ситуаций, можно отнести:
1) недостаточность физических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных ресурсов ребенка,
2) повышенную уязвимость психики ребенка,
3) повышенную зависимость ребенка от взрослого человека.
Специфические особенности детей и подростков можно описать в терминах жизнестойкости и уязвимости, имеющих отношения к проблеме развития ребенка в осложненных условиях.
Поддерживающие факторы – это взрослые или дети, организации, социальные институты, события, которые способствуют нормальному психическому развитию вопреки факторам риска.