(Какие психологические изменения должны происходить у людей, нуждающихся в психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях?).
Ответ: Экстремальная ситуация – это внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. Прежние модели поведения продолжают сохранять свою ценность, но возникает острая необходимость овладеть новыми моделями пов-я.
Кризисная ситуация - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии. Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.
Задачи личности в экстрим сит-ях:
- восстановить субъективное ощущение управления своей жизнью [ Я живу, а не Мне живется]
- восстановление функционирования во времени
функц-вать в настоящем: различать свои состояния, мысли, чувства в настоящем
функ-ть в будущем: иметь планы, мечты
функ-ть в прошлом: в N каждый чел-к с какой-то частотой делает ревизию (реконструкцию) прошлого. Прошлое не является каким-то постоянным списком событий, оно, как минимум наделяется чувствами, мыслями, отношениями. Фактологическая сторона прошлого со временем наделяется новыми отношениями - происходит "пересмотр" прошлого. (Пример нарушения: при ПТСР со временем не происходит реконструкции событий, ситуации, свои чувства и мнения о ситуации не меняются)
- интеграция полученного опыта - обучение, чел-к усвоил ситуацию, включил ее в картину мира, научился чему-то,
Экстренная помощь должна проводится не более чем через 2 суток после ЧС, задача данной помощи- сугубо профилактическая, первичная профилактика (предупреждение будущих расстройств)
Психолог, оказывающий экстренную помощь, является представителем гос-ва, социальных институтов, стабильным и заботящимся "соплеменником".
Кроме прочего важно снять напряжение И научить микросоциум (семью, друзей пострадавшего) тому, что сейчас важно и полезно для человека в ЧС, перед этим "выключив" их из самой ситуации.
Задачи психологической помощи:
- Создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ.
- Снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС, оптимизация их актуального психического состояния.
- Снижение риска возникновения массовых негативных реакций в части касающейся.
- Профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.
Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях несколько этапов психологических изменений:
- Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.
- Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями.
На данном этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.
- На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, но сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.
- На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений.
При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения.
У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.
второй вариант
Психологическая помощь в кризисных экстремальных ситуациях является помощью в решении психологических задач личности
Необходимо определить, что психологическая задачи личности - это задача по созданию, поддержанию и восстановлению эмоциональных и мотивационных предпосылок для успешного социального и психосоматического функционирования. Очевидно, что успешное решение психологических задач, ведущие к наиболее полному социальному и психосоматическому функционированию,- есть самая лучшая психопрофилактика, а в случае клинических нарушений, - обязательный компонент психотерапии.
Психологической задачи личности случае кризисной ситуации является интенсивная внутренняя работа связная с переоценкой и переосмыслением жизненных ценностей, приоритетов и цели. Естественно, что при этом меняется эмоциональное состояние человека, а также то, что в период этой дезорганизации он не всегда может дать себе отчёт о своих действиях. Такая задача появляется в связи с невозможностью продолжить прежний привычный образ действия.
В экстремальной ситуации привычные способы личностной активности оказываются неадекватными лишь ситуативно. Внешне по оношению к человеку обстоятельства позволяют личности вернуться к прежнему образу жизни, привычному функционированию системы.
И в случае экстремальной ситуации психологическая задачи личности является задачей по изменению картины мира, решение который предполагает изменения, ведущие к образованию латентных ресурсов, повышающие пластичность, готовность встретится с большим числом разнообразных стимулов.
Дисфункции, нарушение клинического и субклинического уровня связаны с затруднениями, неэффективностью в решении описанных выше психологических задач личности. Дисфункция в широком смысле - это зафиксированная патологическая реакция, то есть, организм научился, а затем привык так реагировать на длящийся стимул (угроза нападения на улице, угроза землетрясение, инвалидности и так далее).
Тогда можно поставить задачу переобучение другим способом реагирования или, если это возможно, задачу переоценки субъективно длящегося стимула. Такая переоценка и обучение возможно только после восстановления функционирования во времени, устранение диспропорций психических процессов, когда прошла не вытесняется, а будущее не отрицается.
Так, аффективная погруженность, привязанность к событиям своего прошлого объясняется тем, что пока человек переживает события, он символически создает ощущение управления прошлом, возможность обратить события.
Необходимо, чтобы к человеку вернулась субъективное ощущение управление ходом собственной жизни, чтобы величина неопределённости и, соответственно, тревоги стали управляемыми. Нет ничего парадоксально в том, что у многих людей, оказавшийся в «свежий» экстремальной ситуации, имеются также кризисные ситуации в той или иной сфере. И тогда необходимо создание иерархии решения кризисов, дающей возможность распределения ресурсов.
И наконец, клиенту предстоит находиться в состоянии переживания и осознания. Это позволит принять и в дальнейшем интегрировать, интериоризировать опыт, полученный при прохождении кризисной или экстремальной ситуации. Человеческий опыт может сопровождаться как положительными эмоциями, так и сильными отрицательными, но в любом случае он является источником мудрости то - есть знания, потенциально направленного в будущее клиента.
Важно помочь человеку структурировать этот опыт, сделать его доступным. Часто в ходе психотерапии приходится узнавать о трагических событий, имевших место много лет назад. И выясняется, что люди могут становиться сильнее.
Как пример, слова женщины, врача-педиатра. По-прошествии определённого времени после смерти ребёнка она смогла сказать: "…теперь я понимаю, что чувствует родители детей, которых нам не удается спасти. И теперь я не прячу глаза, а помогают человеку пережить эту весть ".
Оказание психологической помощи необходимо представлять и описывать как процесс непрерывный коммуникации, каковым она является по существу. Отправной точкой этого рассмотрения является то, что любую психологическую функцию человека и в случае нормы, и в случае патологии надо понимать как проявление констелляции эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик. Эта констелляции крайне подвижна, непрерывно меняется. Однако, степень этой динамичности зачастую недооценивается. Для удобства, тот или иной текущий «срез» жизни человека рассматривается как статичный, подающийся описанию, как нечто существующие сейчас объективно, как некая «вещь». Такая позиция вполне уместна в научном исследовании, но психологической помощи такая позиция довольно рискованна с точки зрения получения желаемого результата.
Хочется описать две модели коммуникации. Первая - проблема как «вещь». Психолог стремиться к тому, чтобы клиент концу встречи расстался с этой «вещью». Исследовательскую позицию профессионалов в этой первой моделе можно символически выразить нередко задаваемым вопросом: "Какая у клиента проблема? "
Вторая модель: клиент приносит собой понимание переживания свои ситуации виде «икс». Условно, через пять минут коммуникации это консталляция «икс» превратилась в «икс один». Через короткое время в результате эмоционально-когнитивной переработки «икс один» трансформируется в «икс два».
Для такой коммуникативной модели, вместе диагностического вопроса "Какая проблема?" уместны вопросы: "Как клиент сейчас видит свою ситуацию? Существует ли другой взгляд на ситуацию? А как ещё можно её понимать и какие изменения следует из нового понимания? "
Такой взгляд позволяет профессионалу быть более чувствительным к этим изменениям клиента, происходящим во время контакта. Он позволяет замечать их для себя и подкреплять их для клиента. Такое изменение фокуса восприятия у профессионала приводит к быстрому включению эффекта ожидания (эффекта «Пигмалиона») . Это позволяет ещё более интенсифицировать процесс психологических изменений клиента, что является одним из условий краткосрочности, важной в случае психологической помощи.
Констелляция (лат. constellatio) — исходно астрологическое понятие, обозначающее взаимное положение небесных тел, образование созвездий; у Юнга — любые психические образования, обычно связанные с комплексом и сопровождающиеся паттерном или набором эмоциональных реакций. «Данный термин попросту выражает тот факт, что внешняя ситуация высвобождает психический процесс, в котором определенные содержания скапливаются вместе и готовятся к действию. Когда мы говорим, что та или иная личность «констеллирована», то имеем в виду, что она приняла позицию, в которой от нее следует ожидать вполне определенную реакцию Констеллированные содержания являются определенными комплексами, обладающими своей собственной специфической энергией»
Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.