Отказ от идеи пансексуализма: глубинная – на внутриличностный конфликт, соц.неофрейдизм – межличностнй. Его появлению способствовал новый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, великая депрессия
Карен Хорни (1885—1952) – базисная тревога, великая депрессия
Невротическая личность нашего времени»
«Психология женщин»
«Наши внутренние конфликты»
«Невроз и рост личности»
«Новые пути в психоанализе»
Социологизация Фрейдизма, культурнообусловленные неврозы, в США причина не секс, а деньги. В 1937 г. «Невротическая личность нашего времени» - критика за неучтение культурных факторов, критика пансексуальности, Эдипова комплекса, инстинкта смерти, структурного деления психики на Оно, Сверх-Я и Я, предопределяющей роли детства и его инфантильно-сексуальных фаз, сексуальной этиологии неврозов и др. Надо реформировать – заменяет на эволюционно-социологический подход. Конкуренция – пронизывает и личную жизнь. Везде соперничество. Притязания вс возможности, страх перед неудачей – это источник тревожности, порождается в детстве. Человеком движут бессознательные врожденные и приобретенные стремления к безопасности – это сохранение Фрейдовского. Но сверхя не подавляющая сила, в конфликет самоподавление – выталкивание из сознания. Это приводит к защитным механизмам
Гарри Стек Салливан (1892-1942) – динамизм, шизофрения - ситуации
Межличностная теория психиатрии
Личность – слепок повторяющихся ситуаций
Основной метод: «психиатрическое интервью»
Речь – механизм избегания тревоги
Нарушения межличностных отношений лежат в основе душевных заболеваний
психиатр-практик, концепция межличностной психиатрии: роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Воспитание сводится к соц адаптации, разработал терминологию для описания псих фактов. Личность - «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь»'. Член социального поля всегда! С момента рождения наступают межличностные отношения под влиянием потребностей, так складывается персонификация - образ человека (себя и других). Это определяетдальнейшие взаисоотношения. Энергия свойственна изначально. Все процессы и привычки – трансформация энергии, «динамизмы» (угрозы и первичные потребности вызывают тревожность) - это я-системы
Эрик Фромм (1900 – 1980)
Концепция гуманистического психоанализа
Ключевая проблема психологии – связь индивида с внешним миром
Характер человека имеет либидозную и социальную обусловленность
Человек сознает трагичность своей судьбы, свою смертность
Человек часть общества, но не живёт в гармонии с ним. Общество подавляет индивидуальность и свободу. Но стремление к свободе приводит к возрастанию чувства одиночества
Непродуктивные механизмы психологической защиты: садизм, мазохизм, деструктивизм, конформизм)
Помочь человеку может только психоаналитик
немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик. Сначала он был социологом, им же и работал, изучал религии, мистиков, гуманизм. Является основателем радикально - гуманистического Психоанализа. Ключевая проблема – связанность индивида с внешним миром, а не фрустрация тех или иных потребностей. И у характера человека не только либидозная, но и социальная обусловленность. Фромм понимает культуру не просто в традиционном смысле, как Хорни и Салливан, но шире: как экономические, социальные и политические условия. Разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека..Сущ-ет только один путь – творчество, но социальные условия препятствуют, и т.о. человек убежден , что самореализация невозможна, ищет пути бегства от свободы. человеческое существование и человеческая свобода неразделимы с самого начала. Свобода здесь понимается не в позитивном смысле — «свобода для», а в негативном — «свобода от», а именно свобода от инстинктивное предопределенности действия». экзистенциальное противоречие, проистекающее из того, первичная гармония между человеком и природой разрушена, перед ним встает задача приспособления к природе. Проводит к переживанию одиночества и тревоге. Возникают импульсы – потребности в преодолении. Нужна любовь, продуктивность, свзь с миром. Могут возникнуть непродуктивные способы удовлетворения:
1. авторитаризм - основан на садомазохизме. Человек убежден, что смысл существования соотносится с целями, к-ые лежат за пределами «здесь и сейчас» - светлое будущее. Средства: чел-к соотносит свое поведение только с судьбой потомков. Это система: либо ты подаляешь, либо ты подавлен
2.деструктивизм - необ-мо разрушать, убивать, чтобы не быть убитым. Присуще военной диктатуре.
3.автоматический конформизм - смысл существования в том, чтобы быть не хуже других.
Изменения в обществе влияют на личность. Поэтому экзистенциальные противоречия, вытекающие из особенностей человеческого существования как свойственного человеческой ситуации вообще, дополняются историческими противоречиями, свойственными определенному обществу. В капитализме: человек – автомат, социальны характер: накопительский, воспринимающий, рыночный, эксплуататорский, некрофилический. – непродуктивны.