Основные направления в отечественной психологии в предреволюционный период
- Философско-идеалистическое: светское – Введенский, Владиславлев, Грот, Троицкий; религиозно-философское – Бердяев, Ильин, Лосский, Соловьёв. Тут речь о так называемой «духовной психологии» - душа живёт своей жизнью и не связана с материальным миром; тождество веры и знания; вера и самооткровение – источник познания мира.
- Эмпирическое (Г.И. Челпанов – «русский Вундт», А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо) – ориентация в целом на учение В. Вундта.
- Естественнонаучное (В.А. Вагнер (зоопсихология), И.П. Павлов (психофизиология), В.М. Бехтерев (психиатрия)). Экспериментальное психофизиологическое направление в русле передовых идей мировой психологической науки и, главное, идей Сеченова.
Передовая роль России в истории мировой психологии определялась материалистическим направлением, в котором закладывались основы естественнонаучного понимания психики и строились предпосылки для перехода к точным и объективным методам исследования.
Представители:
- М.В. Ломоносов
- А.Н. Радищев
- Я.П. Козельский
Их специфика в том, что здесь практически нет ссылок на религию. Большая часть внимания распределяется на практические аспекты функционирования человеческой души. В итоге к 18 в. В России сложились предпосылки для формирования научных представлений о душе. В 18 в. Было подготовлено более 80 книг, изданных в России, по психологии. В этих работах были отражены самые последние достижения в области психологической науки. Как правило, эти научные изыскания были связаны с психолого-физиологическими опытами и экспериментами, но если на западе экспериментальная психология по своим теоретическим основам была наукой 17-18 вв., продолжением этой философии. То в России психология базируется прежде всего на таком течение как философский материализм. Он появляется в работах Ломоносова, Радищева, далее в 19 в. Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Это четко определелило специфику психологической науки в России.Ломоносов. Стал родоначальником материалистического направления в отечественной психологии. Мир существует независимо от человека, по своим законам и без всякого вмешательства духовных сил. Человек рассматривается как часть природы. Отличается, главным образом, наличием речи и разуму. Ломоносов называет человека животным словесным. Психические состояния имеют внешние проявления и поэтому их можно изучать, диагностировать с использованием естественнонаучных методов. Будучи естественноиспытателем Ломоносов ценит опыт в научном познании. Однако, не считает опыт однозначным критерием истины. . В своих психологических взглядах опирается на Локка, но в отличии от него, полагает, что все виды ощущений определяются внешними свойствами источника ощущения. Все идеи рождаются от ощущений на основе ассоциаций. Человек при этом способен эти ассоциации направлять. Все психические процессы локализованы в нервной ткани и головном мозге. Волновая теория зрения (Ломоносов).
Радищев. Представитель гуманитарной парадигмы. Для Радищева интересен человек в целом, он также считает, что человек часть природы, от животных человек отличается мышлением, речью, использованием руки, прямохождением. Душа у человека появляется только тогда, когда до определенного уровня развивается мозг, нервы, органы чувств. Особое значение в этом процессе развития души, играет воспитание. . По Локку Радищев признает ощущения началом психического, в том числе и мышления. Но при этом не отождествляет мышление и ощущения. Они отличаются по функциям. Мышление обладает обобщающей функцией. Радищев как и Локк не чужд идеализму. Исходя из того факта, что мышление играет активную роль в формировании и функционировании человеческой психики. Радищев полагает, что есть особая активная часть души, которая не зависит от тела, но оказывает на него влияния.
Постников. Важная роль в становлении отечественной психологии. Организаторская роль. Создал Кунтц-камеру, Академию наук.
Козельский Я. П. Представлен философский подход в исследовании психики. Человек развивается в деятельности и познать человека можно только через деятельность. Максимально полно деятельность человека выражена в его общественно-политических поступках, в общественных обязанностях.
Новиков Н. И. Издал более тысячи трудов по самым разнообразным направлениям. В области психологии его изыскания также широки, охватывают педагогические, социальные, экспериментальные проблемы. Он рассматривает вопросы врожденности психических качеств, вопросы содержания психики, ее функционирования. Из чего состоит, что из себя представляет. Ему свойственна та же самая материалистическая направленность.
Ивана Михайлова Кандорский. выходит первая книга о психологии «Наука о душе». Стоит на позициях английского эмпиризма Локка. Душу определяет, как то, что ощущает и познает находящиеся вокруг вещи (обстоящие). Он определяет четыре основных закона души.
- Если внешний раздражитель оказывает воздействие на неповрежденные органы чувств то, тогда мы чувствуем, даже если этого не хотели.
- Интенсивность ощущений относительна к силе последовательно действующих раздражителей.
- Душа определяется воздействиями внешнего мира. Разные воздействия воспроизводятся чувствами по-разному. Одинаковые воздействия вызывают одинаковые чувства.
- Если нет воздействий, то нет и ощущений (чувств).
Естественнонаучные традиции продолжаются в работах, так называемых, демократов. Герцена (Искандер) пропагандирует диалектический метод познания. Необходимо устанавливать диалектическую связь между философией и частными науками, между природным и историческим, между чувственным и логическим. Диалектика позволяет учесть все имеющиеся противоречия. Это делает сам процесс познания сложным и неоднозначным. В науке диалектизм необходим.
Белинский предлагает антропологический подход (личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.). Его придерживались все демократы с революционной направленностью, он был логичен исходя из развития психологической мысли в России.
Биологизаторский. Требует рассматривать человека только как биологическое существо. Впоследствии подобный подход стал ограничением в познании психического. В тот период времени был благом. На основе антропологического подхода в последствии, делают свои открытия Ухотомский, Павлов, Сеченов.
Добролюбов. Требует считать мозг – источником ума. Придерживается антропологического подхода. Но при этом категорически против френологии. Душевная деятельность отражена не в рельефе черепа, а во внешних поступках, проявлениях, в деятельности. Следует отметить мысль Добролюбова о том, что мысль всегда предметна. То есть мысль всегда связана с внешними реальными предметами. Любое понятие, возникающее в уме, есть отражение внешних предметов.
Чернышевский Н. Г. Первым в России ставит вопрос о предмете, задачах и методах научной психологи. Научную психологию относит к точным наукам. Он считает, что психология точная наука. Так как в нравственной сфере также есть четкие законы и закономерности. Его работы психологичны по сути. В научных работах анализирует типы темперамента, характера. Рассматривает специфику ощущений.
Юркевич – основной оппонент Чернышевского. Выступает прежде всего против антропологизма. Придерживается декартовской позиции, согласно которой, помимо механики есть еще и действия, управляемые сознанием и волей. Он отстаивает существование опытной психологии. Главное, чем должна заниматься опытная психология, это исследование внутренних переживаний человека, связанных с внешним миром.