Иммануил Кант (1724-1804): «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология), «Критика практического разума» (1788) — этика, «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Психологические взгляды вытекали из общей теории познания
Вещи в себе – реальные предметы, которые существуют вне нас, непознаваемы, и о них ничего нельзя сказать. Людям даны лишь явления сознания, которые производятся вещами в себе, но не выражают их сущности. Эти явления – «вещи для нас»
Наше сознание – мир явлений, совершенно не похожий на мир вещей. Чувственный опыт не дает никаких знаний о предметах.
Приобретение знания возможно только при наличии доопытных априорных форм, специально предназначенных для оформления качественной определенности чувственного опыта.
Априорные формы – рассудочные категории, оформляющие сенсорный материал в пространственно-временную определенность, данные изначально.
Все науки имеют дело только с вещами для нас, т.е. все они эмпирические, кроме математики и отчасти механики. ->
Для психологии сущность души недоступна. Предмет психологии – явления сознания, обнаруживаемые посредством внутреннего чувства.
Т.о. психология – наука о явлениях сознания, к которым относятся познавательные, эмоциональные и волевые акты.
- Самонаблюдение – плохой метод, актом самонаблюдения меняется течение сознания, т.е. ошибка.
- В психологии только одно измерение – временная последовательность, поэтому нельзя применять математику, для которой нужны две – временная и пространственная.
- К мыслящему субъекту неприложимы экспериментальные методы.
Следовательно – психология не может быть экспериментальным учением
Категорический императив Канта
Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.
· «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и
· «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Иоганн Фридрих Гербарт:Основоположник эмпирической психологии в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания.
По Гербарту сознание имеет три области: ясного сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе.
Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией)
В Германии идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции Гербарта.
Главный труд: «Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математик
- В душе нет ничего изначально, т.е. следует за ассоцианистами. Но сохраняет понятие «душа», а иначе немыслимо объяснить единство психической жизни и источник ее активности.
- Душа – непознаваема, поэтому она не может быть предметом науки, а вот представления могут (они доступны опытному изучению).
- Разрабатывал учение о статике и динамике представлений: представления полностью или частично противоположны друг другу и поэтому между ними складываются конфликтные отношения, они пытаются вытеснить друг друга из поля сознания в бессознательное.
Т.о. Психодинамика:
1. выражена в их противоположности (одно вытесняет другое)
2. сходстве (слияние представлений)
3. компликации (объединение, но при сохранении раздельности)
Объем сознания не совпадает с объемом внимания. Понятие «апперцептивная масса» - запас представлений, силой которых удерживается преимущественно данное содержание. Апперцептивная масса приобретается в индивидуальном опыте, а может быть сформирована при воспитании.
Гербарт стремился привнести в психологию математические методы. Кант говорит, что есть только одна переменная – время. Гербарт предложил использовать интенсивность. Этим воспользовались: Фехнер – понятие порога, Эббингауз – исследование мнемических процессов.
- «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
- «Критика практического разума» (1788) — этика
- «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Психологические взгляды вытекали из общей теории познания
Вещи в себе – реальные предметы, которые существуют вне нас, непознаваемы, и о них ничего нельзя сказать. Людям даны лишь явления сознания, которые производятся вещами в себе, но не выражают их сущности. Эти явления – «вещи для нас»
Наше сознание – мир явлений, совершенно не похожий на мир вещей. Чувственный опыт не дает никаких знаний о предметах.
Приобретение знания возможно только при наличии доопытных априорных форм, специально предназначенных для оформления качественной определенности чувственного опыта.
Априорные формы – рассудочные категории, оформляющие сенсорный материал в пространственно-временную определенность, данные изначально.
Все науки имеют дело только с вещами для нас, т.е. все они эмпирические, кроме математики и отчасти механики. ->
Для психологии сущность души недоступна. Предмет психологии – явления сознания, обнаруживаемые посредством внутреннего чувства.
Т.о. психология – наука о явлениях сознания, к которым относятся познавательные, эмоциональные и волевые акты.
- Самонаблюдение – плохой метод, актом самонаблюдения меняется течение сознания, т.е. ошибка.
- В психологии только одно измерение – временная последовательность, поэтому нельзя применять математику, для которой нужны две – временная и пространственная.
- К мыслящему субъекту неприложимы экспериментальные методы.
Следовательно – психология не может быть экспериментальным учением
Категорический императив Канта
Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.
· «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и
· «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Иоганн Фридрих Гербарт:
- Основоположник эмпирической психологии в Германии.
- Выступал против теории способностей Вольфа.
- Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания.
- По Гербарту сознание имеет три области: ясного сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе.
- Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией)
В Германии идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции Гербарта.
Главный труд: «Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике».
- В душе нет ничего изначально, т.е. следует за ассоцианистами. Но сохраняет понятие «душа», а иначе немыслимо объяснить единство психической жизни и источник ее активности.
- Душа – непознаваема, поэтому она не может быть предметом науки, а вот представления могут (они доступны опытному изучению).
- Разрабатывал учение о статике и динамике представлений: представления полностью или частично противоположны друг другу и поэтому между ними складываются конфликтные отношения, они пытаются вытеснить друг друга из поля сознания в бессознательное.
Т.о. Психодинамика:
1. выражена в их противоположности (одно вытесняет другое)
2. сходстве (слияние представлений)
3. компликации (объединение, но при сохранении раздельности)
Объем сознания не совпадает с объемом внимания.
Понятие «апперцептивная масса» - запас представлений, силой которых удерживается преимущественно данное содержание. Апперцептивная масса приобретается в индивидуальном опыте, а может быть сформирована при воспитании.
Гербарт стремился привнести в психологию математические методы. Кант говорит, что есть только одна переменная – время. Гербарт предложил использовать интенсивность.
Этим воспользовались: Фехнер – понятие порога, Эббингауз – исследование мнемических процессов.