Обновление ассоциативной английской традиции в трудах А. Бэна и Г. Спенсера
Поворот английской ассоциативной психологии в сторону естествознания осуществляют А. Бен (производит физиологизацию ассоц. концепции) и Г. Спенсер (привносит идеи эволюции).
Бэн творил на фоне проникновения экспериментального метода в психологию. Основные работы: «Чувства и интеллект» 1855 и «Эмоции и воля» 1859. Сам Бен не был экспериментатором, но подчеркивал необходимость и полезность применения в психологии методов естественных наук.
Приветствовал оформление экспериментальной психологии, как следствие – крен в сторону физиологии. Считал, что вся телесная организация (деятельность органов чувств, органов движения, мозга) связана с течением духовных процессов. В результате связи духовного и телесного, представляется возможным, через телесные проявления, изучать психические акты (с помощью точных методов). Но Бен не последовательный материалист! Всякий психический акт имеет две стороны: физическую и духовную, каждая из которых отличается, но и не бывает одна без другой. Т. о. сохранение дуализма в решении психофизической проблемы. Важное место отводил внутреннему наблюдению (сознание открывается только в интроспекции).
Основные компоненты духовного мира:Ощущение и эмоции,Хотение или воля, Мышление,Среди ощущений ведущее занимают мышечные. ,Вся гамма ощущений подвергается умственной обработке, первичные акты ума – память и установление различия и сходства.
Основной закон умственной деятельность – закон сходства и закон смежности. Механизм, реализующий эти законы – ассоциации, проявляющие в двух видах: ассоциации по смежности и по сходству.
По уровню сложности: простые (в основе восприятия и представлений), сложные (в основе памяти), построительные (в основе воображения).
Ассоциации могут быть одномодальными (внутри отдельных чувств) и разномодальными (между ощущениями) и между идеями.
Повторение – важнейшее условие прочности ассоциации.
Моторная теория воли:
Первоначальной основой для развития чувств, ума и воли являются прирожденные свойства или способности.
- Рефлексы – зачатки координированных движений
- Самопроизвольная двигательная активность – зачатки воли
- Способность устанавливать сходство и различия – зачатки ума
Самопроизвольная мышечная активность занимает особое место – она выступает движущей силой всех сознательных процессов. Она лежит в основе моторной теории воли.
Но концепция оказалась шаткой в исходных посылах, т.к. исходной базой для волевых поступков принималась спонтанная активность, ничем не обусловленная.
Итоги:
- Выдвинул ценные положения, на которые в дальнейшем ориентировался Сеченов.
- Слияние эмпирической психологии с физиологией во взглядах Бэна
- Ассоциативная психология у него достигает пика.
Спенсер:
Направленность в биологическое русло. Синтез ассоциативного и эволюционного подхода.
Основной труд: «Основания психологии» 1859 – развитие эволюционных идей и между прочим на 4 года раньше Дарвина.
- Учение об адаптивной роли сознания
Все психические акты служат для приспособления организма к окружающей среде. Впервые эту идею высказали стоики. Рефлексы, инстинкты, разум, воля – все это инструменты для достижения соответствия между организмом и средой.
Вводит понятие «отношения» (несколько разновидностей)
Предмет психологии, таким образом, связь между:
- внутренними отношениями организма
- внешними отношениями среды (физиология – только внутренне, остальные науки – только внешнее, а психология и то, и другое – это ее отличие).
- Есть еще отношения отношений, т.е. функция соотнесения 1 и 2 (перемена во внешнем мире влечет за собой перестройку во внутреннем мире, чтобы все было хорошо). Это и выполняет сознание - >
Приспособительная роль сознания предполагает большой набор внешне наблюдаемых приспособительных действий, связывающих организм со средой. Ведь мы узнаем об изменениях через наши ощущения, т. Е. через сознание. Очень важно, что Спенсер смог преодолеть пропасть между внешним и внутренним миром!
- Поэтому Спенсер выделяет 2 раздела психологии:
- Объективный раздел психологии – нейрофизиология и психофизика. Предмет их: нервно-мышечное приспособление к среде, акты приспособления.
- Сами же психические акты – это субъективная психология. Интроспективное изучение.
Т.е можно изучать не только интроспективно, но и объективно. Расширение понимания о предмете и методах психологии!
- Идея развития:
Психология и в филогенезе, и в онтогенезе постоянно изменяется от простого к сложному. Опровергает религиозные основы о неизменности.
Процесс усложнение среды и самого организма влечет за собой и соответствующее услужение психического.
- Сознание начинается с рефлекса
- Рефлекс преобразуется в инстинкт
- Из инстинкта вырастают: память, рассудок и чувства, воля.
Ощущения: чувства (идут от периферии), эмоции (идут от центра).
Ум – представляет собой ассоциированные чувства.
- Механизм наследственности:
Ассоциативный опыт передаётся представителями других поколений. Т. е. филогенез целого человечества включается в онтогенез одной особи. Спенсер примерил 2 теории (табула раса=чистый лист и врожденные идеи – Беркли, Декарт, Лейбниц). Сейчас мы называем все это задатками.
В результате повторения ассоциации становятся устойчивыми и могут предаваться по наследству. Это оказалось плодородной почвой для расистских теорий (дети интеллигенции рождаются уже с потенциалом и т.п.)
Психофизический параллелизм: Явления сознания и приспособления «виды одного рода», никогда не пересекаются.Труды Спенсера и Бена завершили ассоциативную психологию.
Поворот английской ассоциативной психологии в сторону естествознания осуществляют А. Бен (производит физиологизацию ассоц. концепции) и Г. Спенсер (привносит идеи эволюции).
Бэн творил на фоне проникновения экспериментального метода в психологию. Основные работы: «Чувства и интеллект» 1855 и «Эмоции и воля» 1859. Сам Бен не был экспериментатором, но подчеркивал необходимость и полезность применения в психологии методов естественных наук.
Приветствовал оформление экспериментальной психологии, как следствие – крен в сторону физиологии. Считал, что вся телесная организация (деятельность органов чувств, органов движения, мозга) связана с течением духовных процессов. В результате связи духовного и телесного, представляется возможным, через телесные проявления, изучать психические акты (с помощью точных методов). Но Бен не последовательный материалист! Всякий психический акт имеет две стороны: физическую и духовную, каждая из которых отличается, но и не бывает одна без другой. Т. о. сохранение дуализма в решении психофизической проблемы. Важное место отводил внутреннему наблюдению (сознание открывается только в интроспекции).
Основные компоненты духовного мира:
- Ощущение и эмоции
- Хотение или воля
- Мышление
- Среди ощущений ведущее занимают мышечные.
- Вся гамма ощущений подвергается умственной обработке, первичные акты ума – память и установление различия и сходства.
Основной закон умственной деятельность – закон сходства и закон смежности. Механизм, реализующий эти законы – ассоциации, проявляющие в двух видах: ассоциации по смежности и по сходству.
По уровню сложности: простые (в основе восприятия и представлений), сложные (в основе памяти), построительные (в основе воображения).
Ассоциации могут быть одномодальными (внутри отдельных чувств) и разномодальными (между ощущениями) и между идеями.
Повторение – важнейшее условие прочности ассоциации.
Моторная теория воли:
Первоначальной основой для развития чувств, ума и воли являются прирожденные свойства или способности.
- Рефлексы – зачатки координированных движений
- Самопроизвольная двигательная активность – зачатки воли
- Способность устанавливать сходство и различия – зачатки ума
Самопроизвольная мышечная активность занимает особое место – она выступает движущей силой всех сознательных процессов. Она лежит в основе моторной теории воли.
Но концепция оказалась шаткой в исходных посылах, т.к. исходной базой для волевых поступков принималась спонтанная активность, ничем не обусловленная.
Итоги:
- Выдвинул ценные положения, на которые в дальнейшем ориентировался Сеченов.
- Слияние эмпирической психологии с физиологией во взглядах Бэна
- Ассоциативная психология у него достигает пика.
Спенсер:
Направленность в биологическое русло.
Синтез ассоциативного и эволюционного подхода.
Основной труд: «Основания психологии» 1859 – развитие эволюционных идей и между прочим на 4 года раньше Дарвина.
- Учение об адаптивной роли сознания
Все психические акты служат для приспособления организма к окружающей среде. Впервые эту идею высказали стоики. Рефлексы, инстинкты, разум, воля – все это инструменты для достижения соответствия между организмом и средой.
Вводит понятие «отношения» (несколько разновидностей)
Предмет психологии, таким образом, связь между:
- внутренними отношениями организма
- внешними отношениями среды (физиология – только внутренне, остальные науки – только внешнее, а психология и то, и другое – это ее отличие).
- Есть еще отношения отношений, т.е. функция соотнесения 1 и 2 (перемена во внешнем мире влечет за собой перестройку во внутреннем мире, чтобы все было хорошо). Это и выполняет сознание - >
Приспособительная роль сознания предполагает большой набор внешне наблюдаемых приспособительных действий, связывающих организм со средой. Ведь мы узнаем об изменениях через наши ощущения, т. Е. через сознание. Очень важно, что Спенсер смог преодолеть пропасть между внешним и внутренним миром!
- Поэтому Спенсер выделяет 2 раздела психологии:
- Объективный раздел психологии – нейрофизиология и психофизика. Предмет их: нервно-мышечное приспособление к среде, акты приспособления.
- Сами же психические акты – это субъективная психология. Интроспективное изучение.
Т.е можно изучать не только интроспективно, но и объективно. Расширение понимания о предмете и методах психологии!
- Идея развития:
Психология и в филогенезе, и в онтогенезе постоянно изменяется от простого к сложному. Опровергает религиозные основы о неизменности.
Процесс усложнение среды и самого организма влечет за собой и соответствующее услужение психического.
- Сознание начинается с рефлекса
- Рефлекс преобразуется в инстинкт
- Из инстинкта вырастают: память, рассудок и чувства, воля.
Ощущения: чувства (идут от периферии), эмоции (идут от центра).
Ум – представляет собой ассоциированные чувства.
- Механизм наследственности:
Ассоциативный опыт передаётся представителями других поколений. Т. е. филогенез целого человечества включается в онтогенез одной особи. Спенсер примерил 2 теории (табула раса=чистый лист и врожденные идеи – Беркли, Декарт, Лейбниц). Сейчас мы называем все это задатками.
В результате повторения ассоциации становятся устойчивыми и могут предаваться по наследству. Это оказалось плодородной почвой для расистских теорий (дети интеллигенции рождаются уже с потенциалом и т.п.)
Психофизический параллелизм:
Явления сознания и приспособления «виды одного рода», никогда не пересекаются.
Труды Спенсера и Бена завершили ассоциативную психологию.
Спенсер:
Направленность в биологическое русло.
Синтез ассоциативного и эволюционного подхода.
Основной труд: «Основания психологии» 1859 – развитие эволюционных идей и между прочим на 4 года раньше Дарвина.
- Учение об адаптивной роли сознания
Все психические акты служат для приспособления организма к окружающей среде. Впервые эту идею высказали стоики. Рефлексы, инстинкты, разум, воля – все это инструменты для достижения соответствия между организмом и средой.
Вводит понятие «отношения» (несколько разновидностей)
Предмет психологии, таким образом, связь между:
- внутренними отношениями организма
- внешними отношениями среды (физиология – только внутренне, остальные науки – только внешнее, а психология и то, и другое – это ее отличие).
- Есть еще отношения отношений, т.е. функция соотнесения 1 и 2 (перемена во внешнем мире влечет за собой перестройку во внутреннем мире, чтобы все было хорошо). Это и выполняет сознание - >
Приспособительная роль сознания предполагает большой набор внешне наблюдаемых приспособительных действий, связывающих организм со средой. Ведь мы узнаем об изменениях через наши ощущения, т. Е. через сознание. Очень важно, что Спенсер смог преодолеть пропасть между внешним и внутренним миром!
- Поэтому Спенсер выделяет 2 раздела психологии:
- Объективный раздел психологии – нейрофизиология и психофизика. Предмет их: нервно-мышечное приспособление к среде, акты приспособления.
- Сами же психические акты – это субъективная психология. Интроспективное изучение.
Т.е можно изучать не только интроспективно, но и объективно. Расширение понимания о предмете и методах психологии!
- Идея развития:
Психология и в филогенезе, и в онтогенезе постоянно изменяется от простого к сложному. Опровергает религиозные основы о неизменности.
Процесс усложнение среды и самого организма влечет за собой и соответствующее услужение психического.
- Сознание начинается с рефлекса
- Рефлекс преобразуется в инстинкт
- Из инстинкта вырастают: память, рассудок и чувства, воля.
Ощущения: чувства (идут от периферии), эмоции (идут от центра).
Ум – представляет собой ассоциированные чувства.
- Механизм наследственности:
Ассоциативный опыт передаётся представителями других поколений. Т. е. филогенез целого человечества включается в онтогенез одной особи. Спенсер примерил 2 теории (табула раса=чистый лист и врожденные идеи – Беркли, Декарт, Лейбниц). Сейчас мы называем все это задатками.
В результате повторения ассоциации становятся устойчивыми и могут предаваться по наследству. Это оказалось плодородной почвой для расистских теорий (дети интеллигенции рождаются уже с потенциалом и т.п.)
Психофизический параллелизм:
Явления сознания и приспособления «виды одного рода», никогда не пересекаются.
Труды Спенсера и Бена завершили ассоциативную психологию.