пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Материалистические и идеалистические концепции в английской науке XVIII века: Джон Толанд, Давид Гартли, Джозеф Пристли, Джордж Беркли, Давид Юм, Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль

Джон Толанд (1670-1721) – английский мыслитель, развивал идеи Локка в материалистическом направлении. Критиковал учении Спинозы о субстанции и атрибутах, отвечая на вопрос об источнике движения материальных вещей, который по его мнению, находится в самих этих телах. Эта мысль не допускала существования бога или другой  нематериальной субстанции, за которой признавалось активное начало, с одной стороны, а с другой – снимала необходимость делать из мышления всеобщий природный атрибут. Мышление не может быть всеобщим атрибутом, оно связано только с мозгом. Мозг является общим органом всей психической жизни, в нем есть «сосредоточение души». Психическое понималось Толандом как особое движение мозга, поскольку как он полагал телесный орган может производить явления только телесного характера. Психика по его мнению присуща и животным, отличие лишь в устройстве мозга. Человек и все живое по Толанду – частицы материи, звенья единой цепи, которые включены в круговорот постоянных изменений и превращений одних материальных форм в другие. Развитие понималось им как простая круговоротная смена одних состояний другими, а не как усложнение.

Давид Гартли (1704-1757) - английский мыслитель, развивал идеи Локка в материалистическом направлении. Начинает ассоциативное направление в английской эмпирической психологии. «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации». Психофизическую проблему Гартли переформулировал в психофизиологическую, заменяя при этом психофизический монизм Спинозы, на психофизиологический параллелизм души и тела. Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением.

Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию.

Он первым определил ассоциацию как «универсальный механизм психической жизни».

Гартли считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. (Ярошевский)

Выделял два круга:

  1. Большой круг (от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой)
  2. Малый круг (расположен в белом веществе мозга, основой психической жизни,  процессов познания и обучения)

Структура психики:

  1. Ощущения (вибрация органов чувств),
  2. Представления (вибрация следов в белом веществе в отсутствие реального объекта)
  3. Чувства (отражают силу вибрации).

В основе психических процессов -  различные ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Через них он объяснял самые сложные понятия:

Мышление:  в основе ассоциация образов предметов со словом

Воля:  в основе ассоциация слова и движения.

Утверждал, что развитие ребенка зависит от того, какой материал для ассоциаций ему поставляют окружающие взрослые.

Джозеф Пристли (1733-1804) - английский мыслитель, развивал идеи Локка в материалистическом направлении. Подобно Толанду выступил против мнения будто материя есть нечто мертвое, инертное и пассивное. Кроме протяжения материя обладает такими свойствами как притяжение и отталкивание. А это значит что нет никакой необходимости прибегать к богу как к источнику движения материи. Психические и духовные явления также являются свойствами материи, но не как у Спинозы, а особым образом организованной. Организованной системой материи, свойствами которой являются психические способности Пристли считает нервную систему или скорее мозг.

           Духовные явления зависят не только от тела, но и от внешнего мира. Психические явления являются отражением внешнего мира «идеи порождены внешними предметами, а значит должны соответствовать им».

           Органы чувств, нервы и мозг являются орудием связи человека с внешним миром. Все явления человеческого духа выводятся из ощущений. В целом проявления духа сведены к способностям памяти, суждения, эмоциям и воле. Все они выступают различными видами или случаями ассоциаций ощущений и идей. Анатомо-физиологической основой ощущений, идей и их ассоциаций являются вибрации нервного и мозгового вещества. Сильные вибрации характерны дл чувственных образов, ослабленные - для идей. Вибрации также лежат в основе ассоиативных образований – память, рассудок, воля и эмоции. Вибрации – лишь причина ощущений и идей ибо они могут происходить не сопровождаясь восприятиями.

           Душу Пристли приписывал не только людям, но и животным. «Животные обладают зачатками всех наших способностей без исключения, причем так, что они отличаются от нас только в степени, а не в роде». Он приписывал им память, эмоции, волю, рассудок и даже способность абстрагировать.

           Пристли считал возможным применение эксперимента к области психических явлений.

 

Субъективный идеализм – учение, в котором первичным признается не ощущение, не физическая реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.

Представители: Дж. Беркли, Д. Юм

Д.Беркли (1685-1753) "Опыте новой теории зрения"

Сенсуализм Беркли:  берет за основу локковское положение о том, что начало психического – ощущения. Объявляет субъективными и первичные, и вторичные качества по Локку.  Сам мозг – сочетание чувственных представлений. Вне субъекта не существует мира.

Все, что мы считаем предметами – комплексы ощущений (геометрическое пространство, тело, мозг)

Интроспекция – единственный метод познания физического и духовного мира.

Структура сознания

 - Идеи  – это воспринимаемые нами субъективные качества.

 - Души  – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи - пассивны; это лишь состояния. Души же активны

 Солипсизм (от лат. "солус" – единственный и "ипсе" – сам) – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания.

 

           Интороспекция – единственный метод познания физического и духовного мира.

Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе»(1738), «Исследование о человеческом познании» (1748). Субъективный идеализм

Субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. Учение о причинности – не более, чем «продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта» (Ярошевский)

Ставит под сомнение и вопрос о существовании бога и внешнего мира. Мы можем иметь дело только с явлениями в нашем сознании. Наши восприятия – и есть опыт, все качества объектов субъективны.

Субъект=пучок ассоциаций

Впечатления (перцепции):

 - восприятия (ощущения) – сильные и живые образы

А) впечатления от органов чувств

Б) Рефлективные впечатления (страсти, аффекты, эмоции) – основа: телесные страдания /удовольствие

 - Идеи: простые / сложные  – производные от восприятий, слабые копии с восприятий

Простые идеи и простые восприятия соответствуют друг другу.

Ассоциации – механизм объединения простых идей в сложные, единственный механизм связи идей.

Виды:По сходству и контрасту,По смежности в пространстве и во времен,  По причине и действию

 

«Ментальная механика» и «Ментальная химия» Д. Милля и Д. Ст. Милля

 

Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.

Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836)

Механика психики

Первые состояния сознания – ощущения. Производные от них – идеи (вторичные состояния сознания.

Чувственные данные и ассоциативный механизм их связи – заложены в сознании от природы.

Ассоциации – способ совпадения или соприкосновения идей.  Приложимы только к ним, не затрагивают чувственных данных.

Идеи – копии ощущений. Из простых идей с помощью ассоциаций появляются сложные.

Закон ассоциаций: смежность и близость во времени или в пространстве.

Одновременные и последовательные ассоциации различаются по силе.

Сила зависит от 2х условий: ясности и повторения идей.

Психическая жизнь человека – соприкосновение идей. Доступна только внутреннему наблюдению.

 

Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) – критиковал механистический взгляд отца.

Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии. При этом он разделял идеи субъективного идеализма.

Говорил о "ментальной (психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания. (Ярошевский)

Главная задача психологии: изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания.

Свойства души нельзя вывести из свойств элементов, как вода не имеет свойств водорода и кислорода.

 

Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние.

Законы ассоциаций:Сходство, Смежность, Частота, Интенсивность

Ощущения:

  1. Наличные (скоротечные и изменчивые)
  2. Возможные (постоянные) – составляют для нас внешний мир.

Ассоциативные законы – основа взаимопереходов наличных ощущений в возможные и обратно.

Методология Милля:

Тезисы:

  1.  Имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим;
  2. Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической "науки об уме", Д.С.Милль отражал назревшую историческую потребность. 

24.06.2016; 02:12
хиты: 2078
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь