Томас Гоббс (1588–1679) - английский философ-материалист, ученик и последователь Ф. Бэкона. «Левиафан» (1651), «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).
Истина одна, достигается опытом и разумом. Познание с чувств крайняя форма сенсуализма – все от ощущений. Материалист. Психика от нее производна, без тела не существует. Это состояние материи – движение при внешнем воздействии: Внешнее давление на органы чувств – движение по НС в мозг и сердце – вызывает противодвижение в теле – псих. Состояния
Чувственные эффекты внутренних противодвижений – «призраки» или «образы»:
- Противодвижения в мозге – возникновение образов вещей и представлений
- Противодвижения в сердце – вызывают усиление/торможение, и, следовательно, удовлетворение/неудовлетворение
Ощущения различаются по качеству, различия обусловлены разной физической природой внешних тел.Представления – след после прямого воздействия внешних предметов, длящиеся, но слабеющие ощущения – простые и сложные. Догадка об ассоциативном меганизме: по времени и пространству, случайные и активные, во снах – пассивно.
Мышление – целенаправленное оперирование образами представлений: сложение и вычитание - значит оно не врожденное, зависит от исходных данных. Высший уровень ассоциаций. Его механизм – по принципу арифметических действий. Речь – важна для познания: вешать ярлыки, знаки для других. Без операций знаками нет познания.
Сфера потребностей:
Эмоции связаны с сердцем: когда противодействия распространяются на сердце, они облегчают или затрудняют его работу, и вызывают удовольствие/неудовольствие.
Эмоции, страсти, аффекты – такие состояния, которые побуждают человека стремиться ко всему полезному и избегать вредного.
Воля: появляется, когда попеременно то стремления, то отвращение, и надо выбрать однозначное действие. Последнее действие в акте обдумывания – воля. Определяется:Потребностями и побуждениями (источник воли), Познавательная деятельность (возможности удовлетворения потребностей), Действие, выбор. Свободы воли нет
Человек строит поведение, опираясь на уровни размышления:
- Поведение, опирающееся на здравый смысл (личный опыт)
- Мудрость – опирается на личный опыт и данные науки. Нужна для высших достижений.
Бенедикт Спиноза (изначально Барух Спиноза) (1632-1677) - нидерландский философ, рационалист. Поддержал протест Гоббса в против картезианского дуализма. Пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма. «Этика» (1675).
Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Стремился объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно и независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца.
Субстанция: Несотворима и неуничтожима; Бесконечна во времени и пространстве; Едина и единственная, двух субстанций одной и той же природы быть не может; Ее сущность раскрывается в атрибутах
Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. (конкретные фундаментальные свойства субстанции). Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения (Кстати, Декарт)
Модусы – частные состояния и видоизменения субстанции (все многообразие мира, различные явления и события). каждый модус выражает конкретные протяжения, длительность существования и движения тел.
Для атрибута мышления модусы – отдельные психические состояния (чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты). Каждая вещь – не отдельный модус, она всегда рассматривается в двух атрибутах (круг и идея круга) -> Признание мышления для каждой вещи – признание всеобщей одушевленности (тенденции к гилозоизму)
Человек: сущность раскрывается в двух атрибутах (измерениях):
- Человек как модус тела
- Человек как модус мышления
Атрибуты не определяют друг друга, так как оба имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.
Психофизический монизм: телесное и духовное – две стороны одного и того же (субстанции)
Детерминизм: Тело состоит из различных структур («индивидуумов»), действия приводят к внутренним изменениям телесных структур, которые фиксируются в определенных душевных состояниях.
Спиноза первым выводит тело из-под власти души и делает его определяющим душу.
Формы душевных состояний:
- Ощущение и восприятие – осознание внешних воздействий при пассивном отношении души
- Память – сцепление впечатлений от внешних тел
- Воображение (представление) – позволяет смотреть на тела как на существующие без непосредственного воздействия на органы чувств.
Механизм актуализации прошлых образов – ассоциации (как и Гоббс). Они возникают по сходству или по смежности, и зависят от профессии и прошлого опыта.
Врожденных идей нет. Идеи самой души – осознание собственных переживаний, а переживания вызваны действием внешних тел.Т.о. все психическое имеет природную детерминацию.
Познание:
Движение от модального уровня знания к общим логическим основанием природных законов, от модусов к субстанцию
3 уровня познания:
- Чувственное познание (посредством чувственного опыта – неточно, смутно)
- Демонстративное познание (низший уровень рационального познания, образование понятий и логических связей)
- Интуитивное познание (высший уровень – рациональная интуиция, там, где есть идеи идей. Наибольшая ясность, отчетливость, адекватность)
Природа аффектов в учении Б. Спинозы
Учение Б. Спинозы о страстях и аффектах занимает почти две трети его основного произведения «Этика» (1675).
Исходное положение. Положение о самосохранении: все живые существа стремятся сохранить и утвердить свое существование. Для этого оно стремится обладать многими веществами, и для того, чтобы их получить, тело наделено способностью к действию.
Основные побуждения:
Влечение (стремление) – коренная сила, обеспечивающая самосохранение. Природа его связана как с телом, так и с душой.
Желание – осознаваемое влечение.
Воля – влечение, относящееся только к душе. Воля выступает как высший аффект
Удовольствие (радость) - ведут к сохранению тела, увеличению активности и повышению душевного совершенства. Как и влечение, может носить как активный, так и пассивный характер в зависимости от адекватности идей, порождающих аффекты
Адекватные идеи – человек становится их хозяином, влечения и радость активные.
Неалекватные идеи – человек больше зависим от внешних условий, пассивные аффекты.
Неудовольствие (печаль) – вызывается всем, что приводит к разрушению тела. Сокращает способности тела к деятельности и переводит душу в меньшее совершенство. Это чувство – пассивный аффект, поэтому поведение человека определяется больше внешними обстоятельствами
На основе этих первичных аффектов возникают производные – вторичные аффекты и страсти. Сколько объектов, столько и страстей
+ амбивалентые чувства – один и тот же объект вызывает разные аффекты.
из лекций)
Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. В чувственном опыте знания о предмете смешаны с тем, что привносит от себя субъект, поэтому трудно достичь точности и объективности познания. Чувственное знание носит фрагментарный характер. В то же время оно является наиболее распространенным и имеет практическое значение, являясь важной ступенькой в получении истинного, достоверного знания.
Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.
Достоверное знание, согласно Спинозе, достигается на основе логического мышления и выступает в форме "общих понятий". К нему он относит, в первую очередь, математические понятия как наиболее объективные и истинные, логически связанные друг с другом. То есть понятийное знание противопоставляется опытному, что является выражением гносеологического дуализма. Антогонизм понятийного и чувственного выражается в утверждении о негативном влиянии чувственности на рациональную деятельность ума.
Высшей формой познания является интеллектуальная интуиция, посредством которой душа приобщается к Богу и к истине.
Если в понимании природы знания Спиноза консолидируется с Декартом, то в вопросах онтологии он выступает в качестве его оппонента, критикуя, прежде всего, Декартов дуализм. Ему Спиноза противопоставляет монистическое учение о субстанции, определяя последнюю как "причину самой себя". Он считает, что существует единая, вечная субстанция - природа, или Бог, характеризующаяся бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых, качественно определенных свойств). Субстанция бесконечна, неизменна; модусы (вещи природы, выражающие состояния субстанции, ее фрагменты) конечны, пребывают в движении.
Человеческому разуму открыты только два основных атрибута природы - протяженность (тело) и мышление (душа)/
Человек у Спинозы - один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции - мыслящую и телесную субстанции. Преодолению дуализма Декарта способствует выдвинутая Спинозой концепция психофизического параллелизма: связь идей та же, что и связь вещей; мышление человека не противоречит тому, что происходит в природе. Отсюда логически вытекает вывод о телесно-духовном единстве человека.
Спиноза выделяет и причину дуализма Декарта - механицизм его воззрений, понимание организма как машинообразного устройства, ограничивающее возможности телесной детерминации психических явлений. То есть человек предстает в учении Спинозы как целостное существо.
Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения .
Выделяюся три главные фундаментальные силы, управляющие людьми и лежащие в основе всего многообразия чувств: влечение (или собственно сущность человека), радость и печаль. Регулирующая роль аффектов проявляется в том, что радость увеличивает способность тела к действию, печаль - уменьшает ее.
6.4.3. Этическая система Спинозы
В "Этике" Спиноза ставит вопрос о свободе человека, связывая его решение с понятием субстанции. Свобода проявляется в автономной самоорганизующейся активности субстанции, определяющей себя к действию. Два условия, определяющие свободу: 1) нет зависимости от другого в своем существовании и 2) наличие самоопределения (свободы действия). С этой точки зрения, человек как конечный модус не имеет свободы, ибо он в своем существовании зависит от другого. Но он может быть свободен в своих действиях, поставив свои страсти под контроль. Сделать это можно лишь на основе осознания того, что все в мире совершается с необходимостью. В трактовке свободы позиция Спинозы близка к идеям стоиков. В решении этого вопроса для него характерен фатализм, являющийся следствием механистического мировоззрения.
Но если свобода и необходимость у Спинозы органически связаны, то свобода и принуждение рассматриваются им как антагонистические понятия.
Человек, согласно Спинозе, стремится к самосохранению. Поэтому добром и злом является то, что соответственно способствует или препятствует его сохранению.
Учение Гоббса и Спинозы решительно изменило понимание объекта и метода психологических исследований. С субстанцией души было покончено. ЕЕ место заняла совокупность психических явлений, доступных, подобно другим фактам природы, причинному опытному анализу.