1) Данте Алигьери (1265 - 1321). Гуманист. В основе мира и жизни лежит любовь как основная движущая сила. Стихийная в низших сферах, она становится сознательной в человеке. Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в изначально добрую природу человека.
2) Франческа Петрарка (1304 - 1374). Основоположник истинного гуманизма. Человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно. Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим. Принятие своего Я. «Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания».
3) Хуан Луис Вивес (1492-1540). Гуманист, боролся против схоластики. В сочинении «О душе и жизни» утверждал, что надо исследовать не душу, а ее свойства и действия; на этом основании Ф. Ланге в XIXв. назвал его «отцом новейшей эмпирической психологии» - т.н. «Психологии без души». Основой его философской системы был аристотелизм. Главным вопросом считал не что есть душа, а - каковы её проявления. Подробно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природе памяти. Написал трактаты о детском и женском воспитании, размышления о школе взаимного обучения людей разного возраста и пола.
4) Хуан Уарте (1529—1592). Выпустил книгу «Исследование способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. (Начало дифференциальной психологии.) В своем исследовании он ставил четыре вопроса: 1) какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой; 2) какие виды дарования имеются в человеческом роде; 3) какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности; 4) по каким признакам можно узнать соответствующее дарование. Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих соответствующих дарований. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным «темпераментом» мозга, т. е. пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки». В свою очередь науки и искусства оценивались с точки зрения того, какой из трех способностей они требуют. Зависимость таланта от природы (наследственности) не означает бесполезности воспитания и труда. Однако здесь надо иметь в виду большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности питание. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе. Требовал применять в познании индуктивный метод.
5) Гомес Перейра (1500—1560). Отрицал наличие чувствующей души у животных. Впервые в истории науки животные были представлены как «апсихические» тела, управляемые не душой, а прямыми воздействиями внешних объектов и следами этих воздействий (по терминологии автора — «фантазмами»). Согласно Перейре, животные ничего не слышат, не видят, вообще не чувствуют. Не чувственные образы, а знаки движут их поведением. Отрицание целесообразно действующих душевных способностей у животных подготавливало рефлекторную концепцию. На смену религиозно-схоластическим представлениям шло опытное изучение психических явлений.
6) Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире". Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике", в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Труды Коменского содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т.д.
7) Филипп Меланхтон (1497 – 1560). Известен своей книгой «Комментарии о душе». В ней немецкий неосхоласт пытается исходя из уровня современных ему знаний модернизировать учение Аристотеля. Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей: 1) растительные; 2) животные; 3) разумные. Деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий относились Меланхтоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными способностями. Разумная душа вечна и бессмертна.
8) Родольф Гоклениус (1547 - 1628). Последователь Ф. Меланхтона. Ввел в научный оборот термин «психология» (1590). Создатель «Философского словаря», где впервые ввел в оборот понятия «онтология», «антиномия». В плане психологических воззрений различал внешнее причинение, которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение, проистекающее из начал, лежащих в самой душе.