Развитие материалистических тенденций в Средние века.
Томизм постепенно стал вызывать критику со стороны самих богословов.
Материалисты Средневековья
- Д. Скотт (1270-1308)
- Р. Бэкон (1214-1299)
- У. Оккам (1300-1350)
Д. Скотт (13-14в.) – английский схоласт, спорил с Аквинским о том, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения – их следует разводить.
Истины откровения – аскетизм
Истины разума – обращение к реальному миру и опыту
Отношение формы и материи: материя – условие творения и развертки физического и психического мира. Фома дает действительность, но материя может существовать независимо от нее.
Есть вероятность, что материя сама способна мыслить – психическое заложено в самой материи – нет смысла искать особую духовную инстанции.
Р. Бэкон (13в.), «Opus Mayus» – английский мыслитель, критиковал схоластику и томизм -
За освобождение науки от религии, за переход от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека.
Высшее знание – естественная наука, которые опираются на эксперимент и математику.
Ведущее место в науках – физика и физическая оптика, т.к. благодаря зрению мы устанавливаем различие предметов, а умение видеть различие – основа знаний о мире.
Строение и работа глаза – центральный вопрос изучения
Зрительные ощущения и восприятия – результат преломления и отражения света.
У. Оккам (14в.)
Занимал промежуточную позицию между двумя точками зрения:
- Реализм (Платон) – понятия – единственная реальность бытия
- Номинализм – реальны вещи, а понятия – только имена и названия вещей и явлений
Концептуализм Оккама: общие понятия и универсалии реальны, но они существуют внутри объекта в виде концептов или умственных образов.
Состав души:
- Концепты – термины и знаки, обозначающие отношения между перцептами
- Перцепты – термины и знаки, имеющие отношения к единичным предметам
Концепты – продукты речевых операций, за которыми можно наблюдать – посредством наблюдения за речью можно наблюдать понятия и мышление.
Категория знака – центральное понятие.
Отношение между объектом и образом имеет знаковый характер. Чувственный образ – «метка» вещи. Поэтому ощущения, восприятия, понятия составляют систему знаков, которой человек оперирует для обозначения предметов и связей между ними.
«Бритва Оккама»: следует избегать и отсекать избыточные сущности там, где вполне можно без них обойтись.
Поэтому психические явления могут быть раскрыты без обращения к категории души.