Представления об анатомо-физиологических основах психики в античную эпоху.
Развитие медицины в Александрии! Разрешено вскрытие безродных трупов – важные открытия.
Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II,, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал главное значение. Описал глаз. Эразистрат, выходец из Книдской школы,описал части мозга, извилины – связь с умственным превосходством.
Психофизиология Галена.
Обобщил и расширил то, что описали Александринские врачи. Эти сведения дополнил римский вроч Галлен (II в. до н. э.), его сочинения – настольные книги врачей до 17 века. Строение и функции мозга, обнаружил мускулы. Без нерва нет движения и чувства. Функции спинного мозга – корешки. Мозг не холодильник души (Аристотель), а седалище интеллекта и чувтвт., описал систему дыхания и кровообращения. Солидарен с Гиппократом: Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы.
Кровь – основа деятельности и проявлений души. Кровь образ. В печени. 2 вида пневмы – жизненная (кровь) и психическая (возникает из жизненной путем очищения). Органы психики – печень, сердце и мозг. Печень – холодная, грязная венозная кровь – побуждения, лечения, потребности. Сердце – очищенная и теплая кровь, артериальная – эмоции, аффекты, страсти. Мозг – полностью очистившаяся, циркулирует мозговая кровь, продуцируется и храниться психическая пневма – разум. К каждому органу чувств подходит своя пневма.
Механизм ощущений – пневма выходит из глаза, образую пневмовоздушный слой, который приближается к предмету и делает его отпечаток.
Выделяет произвольные и автоматизированные движения, автоматизированные – работа сердца и других внутренних органов, все остальное – произвольные. Произвольные отличаются тем, что происходят с участием психической пневмы.
Аффекты, как душевные состояния вызванные изменениями крови. Гнев – возникает в результате повышения температуры крови. Сильные эмоции вредят телу, поэтому должны усмиряться разумом.
Тип темперамента зависит от преобладания венозной и артериальной крови. Чем больше артериальной – тем активнее человек.
Душа погибает с телом, но есть божественный разум, который в отличие от индивидуальной, разумной души не умирает.
Основные достижения и открытия Александринских врачей
Философская теория о зависимости души от тела дали толчок к поиску анатомо-физиологических механизмов душевных актов. Из-за отсутствия данных, были разногласия о локализации души у философов.
Сдвиг произошел в 3 веке, связан он с именами Герофила и Эразистрата, александрийских врачей. Еще не было запрета на анатомические исследования, что дало возможность достаточно подробно изучить и описать строение головного мозга и нервной системы.
Кроме вскрытия, врачи занимались наблюдением за душевнобольными, людьми с травмами головы, проводили эксперименты на животных и живых людях. Эксперименты были направлены на выявления связей между раздражением/разрушением частей мозга и деятельностью организма и поведением.
Врачи убедились, что орган души – мозг. Герофил ощущения и восприятия связывал с мозговыми желудочками. Эразистрат связывал ощущения и восприятия с мембранами и извилинами, а мозговому веществу приписывал двигательные функции. Также были обнаружены нервные пути, связанные с разными участками мозга. Открыли чувствительные и двигательные нервы.
Для объяснения способностей души врачи использовали понятие пневмы (воздухо-огненная смесь). Воздух, при вдыхании идет в сердце, через смешение с кровью превращается в жизненную пневму, которая распространяется по всему телу, в том числе и в мозг. В мозгу эта жизненная пневма превращается в животную/психическую, которая идет по нервам к органам чувств и мышцам, приводя их в действие. Понятие жизненной пневмы позже будет изменено на понятие «животные духи», вплоть до начала 18го века, когда оно будет переименовано в нервное возбуждение.
Учение Эпикура о душе.
3 век днэ, последователь Демокрита
Первичная реальность – материальный мир, независимый от человека, живет по законам природы. Все состоит из атомов, они находятся в вечном движении, для того, чтобы двигаться, им обязательно нужна пустота.
Душа – придает движение, она не может быть пустотой, это вещество, состоящее из воздухо-огненных атомов, которое распространяется по всему телу и связывается с ним, без души тело умирает, душа без тела рассеивается. Чем больше огня в душе, тем активнее психическая деятельность.
Первичная форма психического – ощущения и восприятия. Механизм ощущений по теории истечений. Эпикур говорил, что от всего идут иссечения, в том числе и от органов чувств и за сет этого, предметы сохраняют свою форму. Предметно-чувственный атом проникает в человека-ощущение. Истечения адекватно воспринимаются только, если попадают в правильный орган чувств. Представления образуются из ощущений и восприятий, делятся на частные (о предмете) и общие (обобщенные образы, создаются с помощью памяти и наложение впечатлений).
Мышление – процесс сопоставления уже имеющихся представлений и новых. В душе нет врожденных идей, все понятия создаются из ощущений, которые связаны с предметами. Сновидения – это возобновление образов, увиденных наяву, связаны с нереализованными желаниями. Язык – имеет естественное происхождение. Звуки – как выражение эмоционального состояния по отношению к предметам, которое впоследствии переходит в слова. Эмоции. Положительные эмоции – огненные атомы, удовлетворение потребностей. Отрицательные эмоции – атомы воздуха, неудовлетворение потребностей. Счастье – стремление к удовлетворению потребностей и наслаждение. Удовольствие и наслаждение – спокойствие духа, удаление страданий и тревог, освобождение от переживаний и тревог, страхов… Для спокойствия важно удовлетворение естественных потребностей и адекватное представление о своем прошлом, настоящем и будущем. Для большого будущего счастья можно потерпеть лишения. Философия как наука об обретении человеком счастья, как медицина для тела, так философия для души. Философия должна объяснять, как преодолеть собственные тревоги и страхи.
Лукреций Кар и его философско-психологические взгляды.
1 век д.н.э. Римский атомист.
Материальный мир независим от человека, нет божественного сотворения мира. Все состоит из атомов, они вечны и постоянно движутся, предметы получаются от столкновения атомов
Развитие происходит по законам необходимости и причины. Принцип саморазвития – живое из неживого, сложное из простого. Выживают те, кто хорошо приспособился. Люди сначала были животными, потом использовали орудия, сначала случайно, потом специально.
Душа может быть только у сложной материи, душа рождается вместе с организмом, и развивается вместе с ним, умирает вместе с ним. Душа телесной природы, ее носители – воздушно-огненные атомы образуют душу, когда сцепляются с телом. Преобладание огненных атомов – активность, преобладание воздушных – неактивный, пугливый, равновесие – хладнокровный, нормальный, спокойный.
Душа неоднородна, делится на аниму (рассеяна по всему телу, чисто телесные явления) и анимус дух (сама психика, в груди).
Для объяснения ощущений – теория истечений, только то, что оделялось от предмета – «призраки», и оставляло след на органах чувств. Выказал догадку о порогах чувствительности, что для того чтобы почувствовать нужна определенная интенсивность.
Представления – обобщение ощущений. Мышление – сопоставление представлений и выбор наиболее адекватных реальности.
В отношении эмоций (зависимость эмоций от атомов и потребностей), сновидений (душа во время сна бодрствует и переживает прошлые впечатления, желания) схожие идеи с Эпикуром.
Язык – возник естественно, сложился из звуков выражающих чувства человека по отношению к предметам.
Источник воли – потребности и предметы ее удовлетворяющие в виде образов. Желания и образы ведут к образованию «призраков движения», которые переходят в реальные действия. Решение о поведении принимается разумом.
Основная потребность человека – стремление к наслаждению, как отсутствие тревоги, страха и т.д. Страх заставил людей сделать себе богов. Через преодоление страха и суеверий человек может обеспечить себе комфорт и спокойствие.
Воинствующий атеизм и принцип наслаждение вызвали гонения со стороны духовенства. Его идеи очень схожи с Эпикуром.
Общие итоги и оценка развития психологических воззрений в античное время.
Ведущей чертой античной психологии является ее стихийно-материалистическая направленность, они пытались объяснить материю из нее самой, из присущих ей законов. Многие были не только материалистами, но и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся.
Первые попытки выделения определенных явлений из совокупности других, стремление понять их место в общей картине. Душа человека привлекла внимание мыслителей из-за своей специфичности и своеобразности. Поэтому психические явления достаточно четко выделялись из остальной группы явлений, и даже присутствовали попытки дифференциации сторон души. Обычно психические явления делились на 2 основные части – познавательные и побудительные.
Философы античности выдвинули достаточно большое количество различных догадок и идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие психологии.
Возникновение эволюционных идей в древности
1) Идея развития живой природы (древние материалисты Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции) - идея развития материального мира (и том числе и органического) из «праматерии».
1. В «Аюрведе» (I тысячелетие до н.э.) утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн лет назад.
2. Идеи в области искусственного отбора и медицины:
- выведены многие современные домашние животные (в т.ч. собака, овца, коза, свинья, кошка, буйвол, бык, осел, лошадь, зебу, верблюд, тутовый шелкопряд и лаковый червец) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица, сорго, горох, вика, лен, хлопчатник, кунжут, дыня, виноград, финиковая пальма, оливковое дерево и др.
- более 3 тыс. лет назад в Индии была открыта прививка оспы (в Европе – только в 1788 году,
- В XI–V тыс. до н.э. (т.е. 7–11 тыс. лет назад) знали основные черты эмбрионального развития человека,
- зубопротезирование, ампутация конечностей и трепанация черепа были известны еще в конце неолита, до возникновения основных центров древней цивилизации.
4) Идеи происхождения человека и высшего разума
- происхождение человека (Анаксимандр Милетскийв труде «О природе» (около 540 г. до н.э.), Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.),
- проблема развития высшего разумного существа путем сочетания простых, более примитивных состояний материи (Аристотель V в. до н.э.)
5) Идеи религиозно-философские идеи трансформизма превращения одного существа в другое; креационизма - божественных актов творения.
Обобщая, можно сказать, что в древности была достаточно глубоко разработана идея единства всей природы. Ярким выражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако идея лестницы существ была далека от идеи развития: высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней.