пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Этиологические факторы психологической природы при неврозах.

 

  • Преморбидные особенности личности.

Личностному преморбиду больных неврозами и особенностям уже сформировавшейся невротической личности посвящена большая литература, в которой акцентируется внимание как на общих чертах личности, предрасполагающих к возникновению невроза, так и на чертах, специфичных в той или иной мере для отдельных форм неврозов.

Если при выраженном психофизическом стрессе невротический срыв возможен у любого человека, то характер, форма его зависят не столько от патогенного фактора, сколько от индивидуального предрасположения и особенностей данной социальной среды.

Как и в случае психопатии, наличие акцентуаций характера в условиях психотравматизации может стать благоприятной почвой для возникновения неврозов и невротических развитии. По данным А. Е. Личко (1985), отдельным типам акцентуаций характера свойственны определенные формы невротических расстройств. Астеноневротический и лабильный типы акцентуации предрасполагают в соответствующих условиях к возникновению неврастении, сенситивный, психастенический и реже астеноневротический служат благоприятной почвой для развития обссессивно-фобического невроза. Истерический невроз возникает на фоне истероидной акцентуации или реже при некоторых смешанных с истероидным типах — лабильно-истероидном, истероидно-эпилептоидном, реже шизоидно-истероидном.

При всем значении патологических и акцентуированных черт характера в происхождении неврозов едва ли можно согласиться с точкой зрения, по-прежнему высказываемой рядом зарубежных авторов, что невроз всегда или как правило возникает при наличии патологических или акцентуированных черт характера [de Araujo H. A. G., 1972]. Клинический опыт убедительно свидетельствует об огромном значении прижизненных влияний на формирование предневротической и невротической личности с появлением в определенных условиях акцентуированных или даже патологических черт в характере индивида.

Исследование-ПРИМЕР:

1. Для группы больных неврастенией были характерны повышенная ответственность и добросовестность в сочетании с высокой чувствительностью к критике. Они отличались хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Наряду с этим в характере больных неврастенией выявлялись низкие показатели уступчивости при средней степени выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность и адаптивность. Эти сочетания характерологических особенностей наряду со стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности усилиям в основных видах деятельности, формирующимся в условиях, когда постоянно стимулируются нездоровые тенденции к успеху без учета сил и возможностей, чаще всего способствовали развитию психологического конфликта неврастенического типа.

2. Больные истерией в преморбиде отличались завышенной самооценкой, эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, сочетавшейся у них с такими свойствами, как низкая степень решительности и целенаправленности и значительная степень внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись сочетания выраженной сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью. Высокая потребность в контактах и лидерстве сочеталась со средней степенью уступчивости и ответственности. Наряду с отдельными чертами психастенического типа, указанными выше, у ряда больных этой группы в преморбиде отмечались проявления шизоидности, которая выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной холодностью, трудностью контактов и др. Истерический преморбид при других соответствующих условиях способствовал формированию психологического конфликта истерического типа.

3. В преморбиде больных неврозом навязчивых состояний обращала на себя внимание прежде всего низкая степень активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью — черты, свойственные психастеническому типу. Характерным для части больных было сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности (при склонности к задержке внешних проявлений эмоциональных реакций) и в связи с этим наличие постоянной фиксации больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах, чему способствовала также повышенная склонность их к самовнушению. С учетом высокой степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к критике и средней степени способности избегать конфликты более вероятной становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-фобического типа, чаще в области морально-этических установок больного.

Вопрос о значении уровня интеллекта в развитии неврозов. В группе больных неврозами было гораздо меньше лиц со средним интеллектом, чем в контрольной группе, и на оба крайних отрезка кривой приходился больший процент лиц, страдающих неврозами, чем в контрольной группе. Из этих данных Н. J. Eysenck делает вывод о том, что у людей со средним интеллектом невроз развивается реже, чем у отклоняющихся от среднего уровня, т. е. в сторону более высокого и более низкого интеллекта.

  • Психические травмы детского возраста.

Весьма противоречивая литература, касающейся роли психотравматизации в детские годы. Наши данные о частоте психических травм у обследованных больных неврозами в детские годы позволяют присоединиться к тем авторам, которые подчеркивают в числе других влияний среды важную роль и этого фактора в процессе формирования личностного преморбида больных неврозами.

  • Психотравмирующие ситуации и условия их патогенности.

В настоящее время большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — в качестве этиологических условий. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

В табл. 7 приведены основные типы психотравмирующих обстоятельств, определивших развитие невроза. У многих больных имело место сочетание ряда психотравмирующих обстоятельств.

 

В приведенных данных, отражающих многолетний клинический опыт работы с больными неврозами, обращает на себя внимание отсутствие тех источников неврозов, которые обычно отмечают зарубежные исследователи капиталистических стран: страх потерять работу, страх перед болезнью и старостью.

В то же время у наших больных преобладали психотравмирующие обстоятельства семейно-бытового характера, причем доминировали трудности взаимоотношений между супругами.

Среди производственных психотравмирующих обстоятельств первое место занимает напряженный характер работы. Частоту его можно связать с высоким темпом современной производственной жизни.

Изучение длительности психотравмирующих обстоятельств, в которых находились обследованные больные, убедительно показало значение затяжного их характера (у 519 из 643 больных). Лишь у 19 больных в качестве основы возникновения невроза отмечены острые неблагоприятные жизненные ситуации. У остальных 105 больных имело место сочетание длительно и остро действующих обстоятельств. Таким образом, нервно-психическое перенапряжение у подавляющего большинства больных неврозами имело хронический характер.

В наших исследованиях, как и в работах других авторов, показано, что среди психотравмирующих обстоятельств у женщин в целом преобладают ситуации, связанные с семейно-бытовой сферой,

а у мужчин — с производственной.

Сексуальные дисгармонии занимают существенное место в ряду психотравмирующих ситуаций, в том числе семейно-супружеских [Кришталь В. В., 1984]. Их значение относительно больше у мужчин, чем у женщин, причем у мужчин эти расстройства чаще наблюдались в молодом и инволюционном возрасте.


19.01.2016; 23:21
хиты: 1207
рейтинг:0
Общественные науки
психология
медицинская психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь