Люди способны распознавать смысл (или "суть") сложных визуальных сценах за 1/20 секунды независимо от количества объектов на изображении. Что позволяет людям распознавать смысл сложных визуальных сцен?
Фактор 1. Глобальные визуальные характеристики. Глобальные визуальные характеристики – целостные характеристики изображения, которые оцениваются мгновенно и не требуют детально дифференцированного восприятия: цветовая гамма, текстура, особая ориентация линий и т.д. Иногда вызывают ошибочное восприятие. Двойные/конфликтные изображения (глобальные призывают к одному пониманию, локальные – к другому).
Типы ГХ:
- Степень природности/рукотворности сцены. Для рукотворных характерно наличие горизонтальных и вертикальных линий. Естественные включают много волнистых линий.
- Степень открытости (пляж, степь): отсутствие загроможденных элементов, наличие ярко различимой линии горизонта. Квартира, лес – много элементов, загромождающих пространство.
- Цвет: лес, пляж – определенные цветовые гаммы
- Перспектива: человек автоматически оценивает соотношение параллельных и сходящихся линий (дает ощущение глубины); параллельные линии характерны для внутренних помещений
- Распознание контекста влияет на идентификацию объектов в сцене.
Фактор 2. Автоматическое распознание зрительных признаков биологических объектов (люди и животные). Методика быстрой категоризации (мелькает картинка - нажать на клавишу). Лицо на периферии распознается автоматически. Мгновенное распознавание биологического движения (нарушено у детей с РДА).
Фактор 3. Быстрое распознавание смысловых конфигураций в визуальных сценах Например, предъявляются рядышком 2 шахматные позиции, отличающиеся «номиналом» одной из фигур (выглядят почти одинаково, ладья меняется на пешку). Опытные шахматисты сразу же распознают отличия, т.к. понимают смысл позиции, смысловую конфигурацию. Результаты были обобщены в модели распознавания людей и визуальных сцен (Oliva et al., 2010). Модель позволяет охарактеризовать особенности распределения внимания человека при поиске людей в сложных зрит. сценах.
В традиционных теориях проблема распознавание сцен была оформлена как проблема курицы и яйца: что первично, лес (контекст сцены) или деревья (объекты)? Oliva изменил фокус вопроса и предположил существование на глобальном уровне информации, которая может служить основанием для признания деревьев или леса независимо друг от друга. Теоретическая модель распознавания людей в визуальных сценах (Oliva, 2010): объясняет распознавание лиц людей в сложных зрительных сценах.
В процессе первого беглого взгляда автоматически анализируются три группы характеристик:
- Характеристики контекста сцен (выделяются предположительные области нахождения людей)
- Характеристики цели (цель – человек)
- Характеристики перцептивной яркости
На основе характеристики в сенсорной памяти формируется некий мысленный образ сцены, выстраиваются предположения/ожидания на счет целевых объектов. Определяет дальнейшее восприятие сцены. Выделяются области с большим - меньшим приоритетом. Клиническое применение модели: понимание механизмов нарушения восприятия зрительных сцен при психических заболеваниях. Значительные нарушения при врожденном или приобретенном слабоумии (нарушение фиксации взгляда), шизофрении, органическом заболевании ГМ. В основе нарушений зрительного восприятия сцен:
- Нарушение способности к распознаванию контекста и пространственных отношений (органика, поражение теменно-затылочных отделов правого и левого полушарий)- симультанная агнозия.
- Нарушение способности к быстрому распознаванию биологических объектов (дети с РДА, больные шизофренией с выраженными дефицитарными расстройствами)
- Нарушение способности к распознаванию смысловых отношений между конфигурациями (больные с выраженными интеллектуальными дефектами)