А. Фрейд наряду с М. Кляйн считается основательницей детского психоанализа. Также она основала новое неофрейдистское направление - эго-психологию на основе данных после работы с детьми .Там считается, что:
1)ЭГО главнее, чем ИД. Т.е. она говорит, что эго не зависит от влечений, и вообще эго не контролирует реальность, а ОВЛАДЕВАЕТ ей.
2)У ЭГО по мнению А. Фрейд тоже есть энергия, и она даже покруче, чем у ИД! Помимо борьбы с влечениями эго регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему защитных механизмов. Собственно, она их и описала, за что и прославилась.
3)Развитие личности идет всю жизнь, каждый период важный!
Эрик Эриксонтакже является представителем эго-психологии! Говорил, что эго - не служанка ИД! И именно оно отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.
Разделяя представления Фрейда о сущности ядра личности (в том числе и о роли сексуальных инстинктов), Э. Эриксон (1902—1994) обращает внимание на один из явных недостатков его теории — ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается и дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла.
Эриксон предложил другую периодизацию личностного развития в рамках психоаналитической традиции. Основной принцип периодизации развития личности Эриксона связан с понятием кризиса. Каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит в себе опасность психопатологии, а с другой — содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. «Кризисы — это особые моменты человеческой жизни, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием», — пишет он.
Если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон — о психосоциальном развитии.Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта задача заключается в достижении баланса между полюсами.
Стадии |
Возраст |
Благоприятный выход из кризиса |
Добродетели |
Выход из кризиса в минусе |
Существенные патологии: базовые антипатии |
Радиус значимых взаимоотношений |
Вопросы |
I. Младенчество |
до 1 |
Базисное доверие |
Надежда и энергия |
Базисное недоверие |
Замкнутость |
Личность матери |
Надежен ли мир? |
II. Раннее детство |
1-3 |
Автономия |
Воля |
Стыд, сомнения |
Принуждение |
Родители |
Я - о'kей? |
III. Дошкольный возраст |
3-6 |
Инициативность, предприимчивость |
Намерение |
Чувство вины |
Торможение |
Семья |
Как много я могу сделать? |
IV. Школьный возраст |
6-12 |
Трудолюбие |
Компетентность |
Неполноценность |
Инерция |
Соседи, школа |
Способен ли я? |
V. Юность |
12-20 |
Идентичность |
Верность |
Ролевой беспорядок |
Отрицание |
Группа сверстников и другие модели лидерства |
Кто я есть? |
VI. Ранняя зрелость, молодость |
20-25 |
Интимность |
Любовь |
Изоляция |
Исключительность |
Партнеры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество |
Могу ли я иметь интимные отношения? |
VII. Зрелость |
26-64 |
Генеративность (производительность) |
Забота |
Стагнация (застой) |
Неприятие окружающей среды |
Разделение труда и ведения домашнего хозяйства |
Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? |
VIII. Старость |
после 65 |
Целостность, интеграция |
Мудрость |
Отчаяние, безвыходность |
Пренебрежение |
Человечество, «свой круг» |
Имела ли моя жизнь смысл? |
Термин «идентичность» является крайне важным для понимания модели Э. Эриксона. Эриксон выделяет несколько аспектов идентичности:
• индивидуальность — сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования;
• тождественность — переживание внутренней непрерывности на протяжении жизни, преемственности жизненных этапов;
• единство — ощущение целостности личности;
• социальная солидарность — переживание внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.
Достижение идентичности — функция Эго. Должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации. Но это не всегда проходит гладко:
- уход в нон-конформизм – человек демонстрирует свою идентичность, ведя себя отлично от других. Это случай психопатий – человек находится в мире с самим собой, но не с окружающими.
- абсолютный конформизм – отказ от собственной идентичности. Цели перед человеком ставит общество, другие.
- человек частично принимает требования окружения, но лишь в той мере, в какой это имеет смысл. При этом он демонстрирует свою непохожесть, свою индивидуальность. Он также стремится сделать окружающих своими копиями (в первую очередь, в своих детях). Стремление доминировать.
Карен Хорни.Тожеакцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу сущности человека она усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством. Выходя из чрева матери, он начинает чувствовать себя неуютно. Ребенок переживает чувство беспокойства с самых первых минут своей жизни на органическом уровне; оно окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойствам психической деятельности. С первых секунд существования человек начинает переживать чувства враждебности мира. Беспокойство порождает желание избавиться от него. Все, что человек делает,— это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. К. Хорни называет его чувством «базальной
тревоги», которая детерминирует поступки человека. Базальная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.
К. Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к
удовлетворению своих желаний. Оба этих стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы («стратегии») поведения.
Хорни выделила три типа поведения: 1) стремление к людям; 2) стремление отдалиться от людей, стремление к независимости; 3) стремление действовать против людей (агрессия).
Эти потребности присутствуют у всех людей. Однако невротик использует их негибко. Он полагается лишь на одну из возможных потребностей. Здоровый человек, легко заменяет одну другой. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Невротик, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. "Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви". Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни. Направленность к людям – истероид, направленность от – шизоид.
Паттерны поведения также формируются в зависимости от количества энергии, с которым человек рождается:
- шизоид с низким энергетическим потенциалом – аутизация по типу избегающего поведения;
- истероид с высоким энергетическим потенциалом – человек стремится любыми средствами оказаться в центре внимания, ему как воздух нужны интенсивные эмоции;
- шизоид с высоким энергетическим потенциалом – его энергия идет на защиту своего внутреннего мира. Проблема в том, что нельзя точно сказать, где границы его мира;
- истероид с низким энергетическим потенциалом –стремление спрятаться между людей, склонность к экстрапунитивным реакциям, манипулированию, ипохондрии.