1. Постфрейдисты (Адлер, Юнг, Фромм)
В середине прошлого столетия началась реформация учения 3. Фрейда — появилось новое понимание в трактовке бессознательного — постфрейдизм.Выступили простив пансексизма, выделив свои потребности.
Концепция индивидуальной теории личности Адлера:
Вторым учеником 3. Фрейда, отошедшим от своего учителя, был Альфред Адлер (1870—1937)—основатель так называемой индивидуальной психологии.
Адлер резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Он подчеркивал, что основное в человеке не его природные инстинкты, а общественное чувство, социальный интерес.Социальный интерес- врожденная потенциальная способность чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе
По А. Адлеру, детерминантой в развитии личности являетсястремление к превосходству.Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению с «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Особое влияние оказывает порядок рождения.
Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. Характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов). Стиль жизни — это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.
Адлер выделяет разные виды компенсации, которые создают различные «жизненные стили»:
1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с
социальным интересом. Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу.
2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти) – гиперкомпенсация. Люди стремятся быть лучше всех, ставят нереалистичные цели или цели, удовлетворение которых приводит к дезадаптации.
3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными» способами, он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз. Таким образом, по Адлеру, сами невротические симптомы следует рассматривать как неудавшиеся способы компенсаций.
Гипокомпенсация – человек смиряется со своим комплексом неполноценности. Снижается энергетический потенциал.Характерно для дефицитарных состояний.
Человек также «вырастает» из комплекса неполноценности. Приходит время отделиться от родительской семьи и создать собственную. Рождается ребенок, к которому родитель не испытывает чувства неполноценности. Если механизм компенсации не работает, то человек не может соответствовать новой роли, боится взять ответственность.
Юнг. Аналитическая психология.
Карл Юнг (1875—1961) был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной
причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией».
Юнг расширил саму модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В коллективном бессознательном в форме архетипов (от греч. archetipos — первообраз) фиксируется весь опыт человечества. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Архетип – генетическая память о том, какими должны быть Ид и Эго.Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве.
Образы бессознательного:
·Персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Символ этого – маска.
·Анима – это женские черты в личности мужчины. Символ этого – Дева Мария, Мона Лиза.
·Анимус – это мужские черты в личности женщины. Символ этого – Иисус Христос, Дон Жуан.
·Тень – это тайная и оборотная сторона нашего Я.
·Самость – это архетип, представляющий стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным ибессознательным. Символ этого - Мандала, абстрактный круг и нимб святого. Состояния уравновешенности и гармонии личности можно достичь только в среднем возрасте между 35 и 40 годами.
Коллективное бессознательно определяет наши способности, наши влечения еще до рождения, в зависимости от усредненного опыта предков. Мы можем либо удовлетворять наши актуальные желания, либо отказаться от себя и удовлетворять желания предков. Конфликт между тем, какие желания выполнять.
Кроме коллективного бессознательного существует, по Юнгу, личное бессознательное, но оно не отделено от
сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными. Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний, определенным образом организованных. Юнг называет эту констелляцию «комплексом» (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называется «комплекс власти»).
Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были выделены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции – мышления, чувства, ощущения или интуиции:
- Экстравертный мыслительный тип.
- Экстравертный чувствующий тип.
- Экстравертный ощущающий тип.
- Экстравертный интуитивный тип.
- Интровертный мыслительный тип.
- Интровертный чувствующий тип.
- Интровертный ощущающий тип.
- Интровертный интуитивный тип.
Интроверсия и экстраверсия являются двумя противоположными способами адаптации людей к воздействиям внешнего мира. Интроверт – это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Экстраверт – это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением.
Как и все неофрейдисты, Карл Юнг интересовался неврозами, но рассматривал их не как реакцию на «враждебность» мира и не как конфликт между органическими влечениями и требованиями общества. Невроз, по Юнгу,— это регресс на более низкий уровень. Приспособление к жизни, по Юнгу, требует применения различных функций, таких, как мышление, чувства, интуиция и т. п. Если организм не справляется с какой-то ситуацией, это означает, что необходимая функция нуждается в помощи из сферы бессознательного. Отсюда, чтобы реализовать адаптацию, индивидуум должен регрессировать, т. е. обращаться к более низкому уровню сознания.
Фромм.
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.
По мнению Фромма, научно-техническая революция, которая, давая человеку возможность освободиться от многих забот, создавая более благоприятные условия труда, вместе с тем ведет к тому, что люди работают в одиночку. Урбанизация тоже приводит к тому, что люди всё более отчуждаются друг от друга. Человек в мире отчужден от всего, он «свободен» от всего. У него нет никаких связей ни с миром, ни с человеком, ни с товарищем по труду, по месту учебы. Возникает отчуждение человека, которое Фромм называет «негативной свободой». Это состояние угнетает человека и порождает неврозы. Невроз – тяга к зависимости.
Фромм очень любопытно назвал свою книгу: «Бегство от свободы», т. е. отчуждение. Он говорит, что человек страдает под бременем свободы. Он не хочет быть «свободным», он хочет иметь какие-то отношения, вступать в какое-то общение с людьми, а окружающий мир не предоставляет ему этой возможности, и в результате люди одиноки. Интересно, что он, как и Фрейд, начав с анализа невротиков, распространяет этот анализ на общество вообще, на все человечество, считая, что «страдание от бремени свободы» и есть основной показатель нашей современной жизни.
Механизмы бегства: Невыносимость бремени отчуждения перерастает в чувство агрессии, с одной стороны, человек разрушает мир (садизм), а с другой стороны, у «него появляется реакция мазохизма; садизм и мазохизм, по Фромму, следует рассматривать как меры защиты. Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Отчуждение выражается еще и в другом: оно перерастает в конформизм. Основа конформизма, по Фромму, опять-таки зиждется не в социальных исторических условиях, а в стремлении избежать чувство переживания отчуждения и невыносимое чувство «свободы», как он говорил, «свободы от себя». Люди не могут выносить одиночество: они начинают приспосабливаться к другим людям и другим условиям. Конформизм, по Фромму, в известном смысле является спасением от отчуждения. Явление конформизма носит в себе функцию психологической защиты от тягостного чувства одиночества. Он возникает автоматически (он компульсивен).
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.
Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973).
Человек стремится в точку, где отсутствуют все влечения, но эта точка свободы – энергетическая смерть. Влечение появляется без энергии, необходимой для удовлетворения. Ответ на каждое последующее влечение и его удовлетворение ведет к созданию новых влечений. Человек – маятник между двумя полюсами:
mazß------------F--------------àsad.
Полное удовлетворение как мазохистических, так и садистических влечений ведет к физическому уничтожению организма. Аналогично существуют и государства.