Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства: 1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера; 2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов; 3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества; 4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.
На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.
В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.
1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).
2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.
3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.
4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.
Особенности возникновения права:
-
как соц.институт возникает вместе с гос-вом.
-
эконом, соц-полит, религиозные, природные и иные предпосылки
-
нормы первобытного общества перестают справляться с регулированием новых общественных отношений. Теории:
Теологическая (Августин, Златоуст) Гос-во является результатом творения Бога, в деятельности гос-ва отражается божественный замысел, власть гос-ва священна.
Патриархальная (Платон, Аристотель) Гос-то представляет собой продукт разрастания семьи. Власть государя-это власть главы семейства. Монарх - глава семейства, дети - его подданные.
Договорная (Гоббс, Локк) Гос-ву предшествует естественное состояние человечества. Гос-во есть рез-тат общественного договора.
Насилия (Гумплович) – (внешнего насилия) Покорение одного народа другим, возникновение каст, постепенное смягчение неравенства между ними, (внутреннего насилия) Господство большинства над меньшинством в рамках одного народа, одной нации.
Расовая (Ницше) Гос-во как инструмент соц развития характерен только для высших рас, низшие расы не могут создать собственное гос-во, высшие расы вправе подчинять себе низшие расы.
Экономическая (Платон) Присвоение человеком продуктов природы, производство продуктов, потребление на основе примитивных орудий труда, прогресс в средствах пр-ва приводит к прогрессу в национальной сфере – теологическая стадия (господствует священники и феодалы)- метафизическая (юристы и метафизики господствуют)- позитивная (промышленники и учёные господствуют)
Классовая (Энгельс, Ленин) Гос-во это аппарат подавления сопротивления угнетённых классов, аппарат насилия в руках господствующего класса.
Органическая (Дарвин) Гос-во является продуктом естественного отбора в политической сфере, средством борьбы народа за выживание. Просматривается некоторое функциональное сходство м/у органами гос-ва и частям биологического организма.
Ирригационная (Виттфогель) Гос-во возникло в результате развития земледельческой цивилизации, гос-во является необходимым условием для проведения широкомасштабных ирригационных мероприятий.
Психологическая (Коркунов) Гос-во является продуктом действия двух взаимодополняющих человеческих инстинктов – инстинкта управлять и инстинкта подчиняться. Появления гос-ва объясняется свойствами человеческой психики.
Инцестная (К. Леви-Стросс) – один из первых запретов, созданных человечеством запрет кровосмешения. Гос-во – инструмент призванный надзирать
Диффузионная (Гребиер) – гос-во однажды зародившись у одного народа постепенно было заимствованно всеми другими.
Патримониальная (Цицерон, Галлер) – Гос-во – продукт право собственности прежде всего на землю. Глава гос-ва – верховный владетель земли, а все его подданные – арендаторы.