На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываются моральные и правовые нормы, развивается архитектура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, ювелирными изделиями (браслеты, кольца, коралловые ожерелья). Популярно музыкальное творчество, особенно творчество скоморохов. К XII–XIII в.в. древнерусская культура достигла своего высокого уровня. В Киевской Руси возник свой особенный жанр литературы – летопись. Известным историческим и выдающимся литературным произведением является летопись монаха Нестора «Повесть временных лет» (1113 г.).
Выдающееся развитие получают русские ремесла. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.
Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определялось традицией, связанной с грандиозным символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой.
Необходимым элементом украшения храма были иконы. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции, не известные в Византии. Самым почитаемым на Руси было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Древнерусскую икону по праву считают значительным вкладом в мировую художественную культуру.
Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. Вначале Киевскую Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центральной Европе.
Временем расцвета древнерусской архитектуры считают эпоху феодальной раздробленности. В XII- XIII вв. число храмов в стольных городах значительно возрастает. Выдающиеся произведения архитектуры появились на Владимиро-Суздальской земле (Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Боголюбовский княжеский дворец), в Новгороде (церковь Спаса-Нередицы), Пскове (церковь Спаса в Мирожском монастыре). Древнерусские зодчие создали типичные для византийского культового строительства храмы крестово-купольной системы. Однако в русских храмах проявлялись и самобытные черты. Для них характерны многокупольность, ступенчато-пирамидальная композиция, величавость пропорций.
Своеобразием отличалось и изобразительное искусство. Художники расписывали церковные стены, украшали цветными миниатюрами и затейливыми заглавными буквами богослужебные книги и летописи.
Выдающимся памятником монументального изобразительного искусства является грандиозный мозаично-фресковый ансамбль Софийского собора в Киеве.