За время своего существования Петербург стал одним из самых великолепных городов мира, что имеет превосходный архитектурный облик. Благодаря Петру І, который надумал построить город по всем европейским канонам, в петербургской архитектуре чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций зодчества. По праву Питер называют культурной столицей страны, потому что здесь сосредотачивается огромное количество архитектурных ансамблей и памятников, музеев, соборов и садово-парковых комплексов, поражающие воображение своим стилевым разнообразием и великолепием.
Особенности архитектуры Петербурга проявляются в продуманной регулярности застройки, соразмерности городских ансамблей, учёте влияния неброскости природной среды, гармонии разных стилевых решений, сочетании столичного и регионального менталитета, вовлечении загородных строений в единую архитектурную агломерацию. Благодаря преемственности подобных тенденций сформировался уникальный архитектурный сплав, который вызывает до сих пор неизменное восхищение петербуржцев и гостей культурой столицы.
Очень значима по своим художественным качествам и планировочной форме центральная группа архитектурных строений. В этот комплекс входит Петропавловская крепость, Биржевая стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные и связанные с ними площади, а также Невский проспект. Приковывают взгляды посетителей дворянские усадьбы и дворцово-парковые ансамбли окрестностей города – Пушкин, Петродворец, Гатчина, Павловск, Ломоносов, а также архитектура каналов, мостов и невской акватории.
Среди зданий Петербурга насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными стилевыми направлениями считаются петровское и елизаветинское барокко, характерное для 18 века, классицизм (к. 18 столетия), ампир (нач. 19 века), эклектизм (сер. – кон. 19 столетия), модерн (нач. 20 века), конструктивизм (20 век). Среди других веяний хочется выделить неоренессанс, неоготику, русский стиль, монументализм и конструктивизм. Много Петербург перенял от античного мира.Основание Петербурга ознаменовало важнейшее событие в истории России – выход к Балтийскому морю. Петр I набросал чертеж первой крепости в самом широком месте реки Невы, позже она стала называться Петропавловской. Следующей постройкой стала деревянная церковь, а потом появились причалы, торговые ряды и биржа.
Ста́сов Василий Петрович
(1769—1848), архитектор. Построенные им Павловские казармы (1817—21), Преображенский (1827—29) и Троицкий (1828—35) соборы, Нарвские (1827—34) и Московские (1834—38) триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Провиантские склады в Москве (1821—35) отличаются представительностью, торжественностью архитектурных форм. Развивая идеи и композиционные приёмы русского ампира, Стасов часто обращался к строгим формам дорического ордера.Большую роль в творчестве Стасова играют триумфальные сооружения, после войны 1812 эти постройки становятся главными. До этого большинство триумфальных арок носило временный характер и делалось из дерева. Они быстро ветшали и разрушались. Единственным исключением были московские Красные ворота, построенные Д. В. Ухтомским.В Петербурге Стасов построил два больших собора — Спасо-Преображенский (1827—29) и Троицкий (1828—35), оба стали памятниками архитектуры позднего классицизма. Спасо-Преображенский собор был сооружен на месте сгоревшей в 1825 церкви Преображенского полка. |
Архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760—1813), наряду с А. Д. Захаровым и А. Н. Воронихиным, в историю русского классицизма вошел как один из родоначальников новой архитектурной эпохи. Она охватывает первую треть XIX в. и наивысший расцвет получает в произведениях К. И. Росси. Для творчества ее мастеров характерны необычайные достижения градостроительного искусства.
Если Воронихин и Захаров создали первые ансамблевые здания Казанского собора и Адмиралтейства, то Тома де Томон явился автором первого развернутого классического ансамбля — всемирно известного здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова. Неудивительно, что такие постройки, знаменующие собой эпоху в развитии русской архитектуры, в значительной степени определяют неповторимый классический облик Петербурга.Томон много рисует и пишет акварелью не только ради любви к искусству. Рисунок становится средством его существования. Томон представляет свои работы на выставках, и их охотно покупают. В основном его интересуют памятники античности. Так, на летней выставке 1789 г. он представил виды римского форума с изображением храма Антонина и Фаустины, арки Септимия Севера и Колизея. Большое воздействие на творчество Томона-рисовалыщика оказали также гравюры Пиранези. Поэтому среди его работ нередко встречаются архитектурные фантазии, навеянные древними памятниками.Как свидетельствуют сохранившиеся документы, Томон разработал, по меньшей мере, три варианта проекта. В первом варианте он предложил глухую стену напротив окон прорезать семью арочными нишами, количество которых во втором варианте Томон сократил до трех. Проемы в арках, опирающихся на колонны, он предложил украсить иллюзорной живописью, а стены расписать под античные руины. В осуществленном в 1792 г. варианте Томон отказался от колонн, оставив только архивольты арок, опирающиеся на импосты, перекрытие расписал трельяжной решеткой, увитой виноградными лозами. С удивительным тактом в руинированные стены вкомпонована скульптура (частично — античная) и декоративные вазы наподобие античных. Такого же рода произведения искусства расставлены вдоль стен. Залитая светом галерея производит необычайно сильное впечатление. Это одно из лучших произведений классицизма не только в Польше, но и во всей Европе. Первый шедевр Тома де Томона сразу же выдвинул его в ряд выдающихся архитекторов.В конце 1794 г. Томон приезжает в Вену, где заключает контракт на архитектурные работы с герцогом Николаем Эстергази. В это время он создает целый ряд проектов, часть которых сохранилась до наших дней: проект общественной школы для Вены, проект серных бань для города Эйзенштадта, проект бани для селения Кишмартон и некоторые др
|