Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства больших гражданственных идей, масштабных проблем, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос - каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс скульптуры, общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.
Поиск обобщенно-прекрасного не исключает всей глубины постижения человеческого характера, стремления передать его многогранность. Это стремление ощутимо в монументально-декоративной пластике и станковой скульптуре второй половины века, но особенно - в жанре портрета.
Ф.Г.Гордеев – мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой античности. Подобно тому, как в средневековый период были творчески восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства, так в период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели постигали и творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры.
Так, первая работа Гордеева «Прометей » и два надгробия Голицыных несут в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику, живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических фигур. Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца.
Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике Казанского собора.
Козловский Михаил Иванович русский скульптор. Учился в петербургской Академии Художеств. Козловский один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, Козловский уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 1780-е гг., Русский музей, Санкт-Петербург) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе "Поликрат" (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко.
В последующие годы Козловский создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях ("Спящий Амур", мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце "Самсон, раздирающий пасть льва" (золочёная бронза, 1800-02; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского памятник А. В. Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Суворовской площади в Санкт-Петербурге), фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. Козловский был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам.
Этьен Морис Фальконе
Французский скульптор. Самоучкою начал заниматься лепкою и рисованием. Вместе с тем, Фальконе старался пополнить свое образование изучением классических языков, истории и литературы. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал.
Первая крупная самостоятельная работа Фальконе - "Милон Кротонский", выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но сделала имя Фальконе популярным во Франции. Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Громкий успех скульптору принесло участие в Салоне 1757 года, где были представлены две его статуи - "Купальщица" и "Грозящий Амур", исполненный для парижского особняка мадам Помпадур.
У Фальконе Амур - шаловливый ребенок, грозящий или предостерегающий, готовится выпустить очередную стрелу. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовский взгляд, палец, приложенный к губам, - все это словно подмечено в жизни.
Скульптура Медный всадник:
Петр Великий представлен верхом на вздыбленном коне, внезапно остановившимся у края обрыва крутой скалы. В направляющем жесте его протянутой руки — выражение устремленности вперед и всепокоряющей воли; гордо вскинута голова, лицо озарено светом высокой мысли. Монументальная сила сочетается здесь с естественностью и свободой, стремительное движение — с позой величественности и покоя. Силуэт могучего всадника, покоряющего стихию, господствует над площадью и вместе с тем включается в панораму города. Пластическое богатство образа раскрывается по мере обозрения с различных точек зрения.
В «Медном всаднике» Фальконе создал образ идеальной личности, законодателя страны, о котором мечтали просветители 18 века.