Русскоеискусство во второй половине XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому, в котором к тому времени утвердился новый стиль — неоклассицизм. Но поскольку в отличие от стран Западной Европы Россия обратилась к культурному наследию античности и эпохи Возрождения впервые, русский неоклассицизм XVIII в. обычно называют просто классицизмом.
Один из первых образцов этого стиля — огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении почти четверти века (1763— 1788 гг.). Авторами проекта были вице-президент, а позднее ректор академии Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) и француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (1729—1800), работавший в России с 1759 по 1775 г. Чистота классицистических пропорций, одноцветный фасад, на котором игра цветов заменена игрой светотени, существенно отличали это сооружение от построек барокко. Уникально оно и среди других сооружений русского классицизма с их цветными — зелёными или жёлтыми — стенами и белыми колоннами. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внутренний двор — круг. Простота и чёткость планов стала характерной особенностью классицистической архитектуры.
В России архитектурные стили часто существовали одновременно. Наиболее ярко это проявилось в творчестве итальянца Антонио Ринальди (около 1710—1794), придворного архитектора Екатерины II (1762— 1796 гг.). Под Петербургом, в Ораниенбауме, по его проектам были сооружены здания, напоминающие постройки французского рококо, — небольшой дворец Петра III (1758— 1762 гг.), павильон «Катальная горка» (1762—1774 гг.) и так называемый Китайский дворец (1762—1768 гг.).
Иван Егорович Старов (1745—1808) придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге (1783— 1789 гг.). Простота внешнего убранства лишь подчёркивает великолепие интерьеров дворца. Особенно хорош знаменитый Колонный зал (или Большая галерея). В плане это вытянутый овал. Вдоль стен идут два ряда колонн — своеобразные кулисы, среди которых удобно было устраивать и театральные представления, и балы.
Старов создал классицистический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперёд так, что между ними получался «почётный двор» — курдонёр
и белые колонны, повторяющие наружное убранство Таврического дворца. К сожалению, он был дважды значительно перестроен — в начале XIX и в начале XX в., когда в нём разместилась Государственная дума.
Жан Батист Валлен-Деламот родился во Франции в 1729 году. Его семья принадлежала к роду знаменитых архитекторов Блонделей, поэтому закономерно, что он продолжил семейное дело. Обучался в Парижской академии художеств у своего дяди, видного теоретика классицизма Ф. Блонделя. Образование продолжил в Италии во Французской Академии в Риме.
Валлен-Деламот занял особое место в русской архитектуре, как основоположник русского классицизма, впервые это обозначилось в здании Академии художеств - симметрия, уравновешенность композиции, величавая торжественность. В его постройках классическая планировка и общая структура здания сочетаются с пышной пластичной отделкой фасадов, обогащенных декором и скульптурами. Лучшие произведения обрели историко-художественное значение, например, монументальная арка складов «Новая Голландия» стала одним из символов города, запечатленная на картинах многих художников.
Валлен-Деламот плодотворно работал на преподавательском поприще в Академии художеств, среди его учеников были такие видные архитекторы, как Баженов, Старов. Уволился со службы в 1776 году с должности адьюнкт-ректора Академии художеств и уехал во Францию. Он курировал студентов, прибывших учиться за казенный счет, но уже ничего не строил, поэтому остается признанным мастером русской архитектуры. Умер в 1800 году.
Иван Егорович Старов родился в 1744 году в семье московского дьякона. Начальное образование будущий основоположник русского классицизма получил в школе для детей духовенства, а затем, в 1755 году, его отправили в гимназию при Московском университете. Однако уже через 2 года, в 1757 году, проявившего недюжинные способности к изобразительному искусству Ивана, отправляют учиться в Петербург, в только что образованную Академию художеств, где он постигает азы архитектуры под руководством А. Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота.
После художник изучает итальянскую архитектуру, в особенности его интересуют памятники эпохи Ренессанса и античности.
В 1769 году Иван Егорович выполняет свой первый частный заказ – ему было поручено строительство дачи для генерал-прокурора князя Долгорукого. Уже в следующем году архитектор занимается дачей Демидова на Петергофской дороге, а следом по распоряжению императрицы Екатерины Второй проектирует дворцы для усадеб в Бобриках и Богородицке
Однако наиболее известной постройкой Старова в Питере является Таврический дворец – архитектор не только спроектировал его, но и руководил ходом работ по его возведению и отделке внутреннего убранства.
В 1784 году Иван Егорович назначается главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». На этом посту художник работает в Мраморном, Зимнем, Чесменском и Аничковом дворцах. Последней крупной работой Старова стало проектирование большого собора для Казанского женского монастыря.
Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни.