С первых десятилетий 5 в. до н. э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства.
V век до н.э. открывает новый период истории Древней Греции -классический, с которым связаны крупнейшие достижения в древнегреческом искусстве: построен афинский Акрополь, комплекс сооружений в Олимпии, Дельфах.
Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах. Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем.
Асимметричный ансамбль Акрополя, блестящий пример единого композиционного замысла, включал в себя следующие сооружения:
- главный храм Парфенон
- парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи
- грандиозную статую Афины-воительницы - Промахос, созданную скульптором Фидием;
Парфенон (447-438 гг. до н.э.) — крупнейший дорический храм Акрополя и всей греческой метрополии, построен из мрамора на вершине Акрополя и посвящен покровительнице полиса богине Афине. Стилобат 31х70м, по фасаду 8 колонн. По фризу изобр. Торжественная процессия. На восточном фронтоне изобр. Рождение Афины, на зап. – спор Афины с Посейдоном. Внутри храма много скульптурных работ.
Вход в Акрополь через Пропилеи – небольш. Строение, привязанное к стене в дорическом стиле.
Эрехтейон (храм-жилище мифического царя), ассиметричная планировка. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 Х 23,5 м по стилобату), но более сложную многоуровневую структуру. Расположен рядом с Парфеноном.
Храм Зевса в Олимпии – комплекс зданий. Дарич. Ордерн. Система. 12 метоп фриза – изобр. 12 подвигов Геракла, на востояной стороне сцены о мифах про героев Пелапанеса. Внутри храма – статуя Зевса (скульптор - Фидий)