Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. суть философской системы Гегеля: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.
1. Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание.
2. Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.
3. Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории.
Для рассмотрения того, как идея и дух приобретают формы конечного бытия, Гегель вводит особый метод познания и мышления – диалектический. Здесь метод – система понятий, благодаря которой действует познающий разум. Подобный метод – душа познания, бесконечная сила.
Принципы диалектического метода: 1)Все существующее нужно рассматривать в развитии и саморазвитии. 2)Все существующее есть противоречивое единство, «целокупность». А противоречие есть источник всякого движения, развития и саморазвития.3)Во всем существующем необходимо находить связь, взаимосвязь между конкретными явлениями, составляющими содержание всего существующего.
Философская система Гегеля состоит из трех частей: Логика. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная ≈ учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога). Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Как «среднее звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой. Философия духа ≈ это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа: 1)субъективный дух≈ индивидуальное сознание; 2)объективный дух≈ воплощение «объективизацию» духа в мировой истории и гражданском обществе; 3)абсолютный дух≈ общественные формы сознание ( религия, искусство, фф)