Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки.
Во-первых, он говорит, что универсум проявляется трояко:
- Бог существует до вещей (идеи вещей существуют в божественном разуме).
- Бог проявляется как вещи (как субстанциональное начало).
- Бог существует после вещей (отражение вещей в понятиях и в чел. разуме).
Док-во сущ. Бога по Фоме.
1)док-во от движения. Все, что движимо чем-то другим. Но это ряд нельзя продолжать до бесконечности, ибо не сущ бы первичного двигателя. След-но, и того, что им движимо. Если мы нуждаемся в первичном двигателе, то Фома по сути утверждает, что мир конечен.
2)Док-во от производящей причины, каждое явление имеет свою причину. Мы должны признать наличие 1-ой действ. Причины, кот-ой яв-ся бог.
3) от необходимости и случайности. Все предметы в конечном счете яв-ся случайными, т.к. они не вечны—возникают и уничтожаются. Но случ всегда зависит от необходимого. Поэтому сущ-ет 1-ая необ-ость—Бог.
4) от степени совершенства. Наивысшая степннь совершенства—Бог.
5)теологическое док-во(учение о целесообразности)сущ-ет некое разумное сущ-во, который направляет все предметы к некой цели—Бог.