Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют отличительные особенности, которые определяются в зависимости от основания периодизации. Для периодизации могут избираться разные основания: от смены типа мышления (Конт, Ясперс) до смены способов коммуникации (Маклюэн). Многие учёные опираются на экономико-производственные критерии.
Периодизация — очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов.
Впервые Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал картину исторического процесса, где реализуется содержание Абсолютного Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный (или монистический), другой — цивилизационный (или плюралистический).
В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития – способ производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса, т.е. стадиальное развития. Коренная идея плюралистического подхода — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.
В работах Маркса и Энгельса по изучению и анализу всемирно-исторического опыта было выделено понятие «формация».
Общественно-экономическая формация – это общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующей ему политической и духовной надстройкой.
История в рамках данного учения – это последовательная смена общественно-экономических формаций, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Т.о. исторический процесс един.
Маркс выделяет 5 основных общественных формаций: община, античность, феодализм, капитализм и коммунизм.
Основным недостатком формационного подхода является выпадение из исторического познания множества элементов: 1 – при формационном подходе вся многоплановая социальная структура сводится к классам-антагонистам, а духовная культура – к отражению интересов основных классов. 2 – данная концепция описывает историю Западной Европы и плохо применима к восточным обществам. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства, но так и не решивший ее.
Цивилизационный подход более сложный, потому что нет однозначного понятия цивилизации. Цивилизация рассматривается в 3 аспектах: 1. Как синоним культуры; 2. Цивилизация – это овеществление технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную социально и технически организованную жизнь, высокий уровень потребления комфорта. 3. Цивилизация – это историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций развития общества, построенных на разных основаниях, поэтому его и называют плюралистическим. Главное отличие цивилизационного подхода — отсутствие решающей детерминации в развитии общества.
Если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение истории общества «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и прочее).
Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли Шпенглер, Вебер и Тойнби. Они были сторонниками концепций локальных цивилизаций.
Согласно Шпенглеру, именно культура является универсальной категорией в исследовании общества. Он выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, русско-сибирская.
Каждая культура проходит основные фазы развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На основе этих фаз выделяются два главных этапа жизни цивилизации: этап восхождения культуры (собственно культура, этап развития) и этап ее нисхождения (цивилизация, этап окостенения и распада).
Все содержимое культуры, таким образом, полностью исчерпывается отдельными культурами, чередующимися, однократными, несвязанными, одна другую подавляющими. Ни о какой цельности мировой культуры при таком понимании не может быть и речи. Тойнби насчитывал от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций.
Цивилизационный подход учитывает сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа реализацию своей культурной программы. Он еще не разработан до конца.
Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.
Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может быть решена через сопряжение формационного и цивилизационного подходов, где будут учитываться и экономические и духовные факторы, влияющие на деятельность различных народов.