пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


20. Проблема возникновения сознания. Сознание и язык.

Наиболее разработанная концеп­ция сознания остается за материалистической школой. В по­пытках объяснить возникновение сознания, исключительно как результат эволюционного развития живой материи, возникшей естественным путем из неживой, материалисты в ка­честве исходного и основного пункта своего понимания при­роды сознания вводят понятие «отражение». Считая его всеобщим свойством материи, материализм определяет сознание как высший тип отражения и рассматривает генезис сознания в естественноисторическом контексте, увязывая его с появлением труда и языка.

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения, а затем самосознания.

Как известно, причиной, которая лежит в основе превращения обезьяны в человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека». Труд создал и его сознание.

Возникновение и развитие труда, как основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, — так говорит Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением. В процессе труда развивались руки человека, органы чувств. Центры восприятия их информации находятся в мозге, поэтому с развитием органов чувств развивался и мозг.

Совершенствовались под влиянием труда и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше; развился слух, способный воспринимать тончайшие разли­чия и сходства звуков человече­ской членораздельной речи.

В свою очередь, развитие моз­га и органов чувств оказывало об­ратное влияние на труд и язык, «давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему разви­тию».

Та­ким образом, сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения.

Отмети также то, что одним из основных факторов развития сознания является появление и развитие языка как средства общения и материального носителя мысли.

Язык так же древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, оценками и т.п.

Язык – это система содержательных, значимых форм или смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Т.о. язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе она не материальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение: «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего.

Язык обогащает сознание, воплощает образы сознания в так сказать материальные носители.


06.07.2014; 07:18
хиты: 1404
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь