Онтология – философское учение о бытии.
Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.
Сущее – то, что есть;
Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.
Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.
Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем. 1 - все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты; 2 - противостоящие явлениям сознания.
Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного.
Все существующее, все, что может возникнуть и возникло, образует реальность, различают 2 вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность внутренний мир человека. Глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».
Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, которую обозначают как субстанцию. Субстанция – это внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Ученияо, о субстанции, называются монистическими. В зависимости от того, что мыслится в качестве субстанции – материя или дух – различают материалистический монизм и идеалистический монизм. Монизму противостоят дуализм, согласно которому существует два исходных начала (и материя, и дух), и плюрализм, допускающий множество самостоятельных субстанций.
Основными свойствами бытия являются движение, развитие и самоорганизация.
Проблемы движения (сущность, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно.
Гераклит трактовал движение как возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Ему принадлежит высказывание о том, что нельзя в одну реку войти дважды, и о том, что все течет и все изменяется.
Другие философы, например Зенон, разработали систему доказательств того, что движения в действительности нет. Он доказывал, что бытие едино и неподвижно. Чтобы преодолеть расстояние, стрела должна побывать во всех точках, из которых оно состоит. Но быть в данной точке – значит покоиться в ней, занимать в ней место. Получается, что движение есть сумма состояний покоя.
Движение, по Аристотелю, реализуется внутри одной сущности в трех отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост или убыль. Движение относительно места – это перемещение. Качественное движение – это качественное изменение.
Т.о., движение само по себе противоречиво. Оно включает в себя моменты изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, т.е. включает в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество, познание или движение нашего духа. Для всякого объекта существовать – означает взаимодействовать, поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность, всеобщую связность и процессный характер.
Сущность движения чаще сводится к механическому перемещению. Такое перемещение можно описать только путем фиксации данного тела в определенном месте в некоторый момент времени; т. е. проблема движения при этом сводится к описанию более фундаментальных структур бытия – пространства и времени.
В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. Самая общая их градация на качественные и количественные. Количественные изменения – это процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии; качественные – с изменением структуры самого предмета. Внутри качественных изменений можно выделить обратимые и необратимые изменения. Философию интересуют необратимые качественные изменения, которые и называются развитием.
Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика, на основании чего ее часто определяют как учение о развитии.
Истолкование бытия может быть рассмотрено движение (изменение) и как особая форма развития.
Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных черт.
Развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы жизнедеятельности человека, развития общества, мирового политического процесса и т. д. Противоположной моделью развития является эмерджентизм (это абсолютизация скачкообразного характера развития).
Наиболее адекватное формой объяснение развития дается диалектической концепцией, в основе которой лежат два принципа. Это – принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность, и принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости. Движение и развитие осуществляются по общим законам, которые носят объективный характер.
Самоорганизация – другое свойство бытия. Оно описывается в рамках синергетики (Хакен, Пригожин). Синергетики считают, что природные процессы протекают в открытых системах (влияют друг на друга), в которых из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации.
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, источником которого признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов. Особое значение для неё имеют труды Гегеля.
Гегель разработал 3 закона диалектики:
1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Описывает механизм саморазвития.
2. Закон отрицания отрицания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей.