Понятие бытия — одно из фундаментальных понятий философии: «Быть — значит существовать». Для человека «быть», «существовать», — значит жить, любить и ненавидеть, действовать, осмысливать окружающий мир.
Впервые понятие бытия было введено Парменидом для обозначения целостной, неразделимой, неизменной, всегда равной себе, вечной сущности мира. Конкретные, чувственно-наглядные вещи изменяются. Бытие не возникает и не разрушается. Оно вечно.
В Библии говорится о сотворении бытия Богом из ничего.
В эпоху Возрождения и Нового времени происходит объективизация понятия бытия. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму.
Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания: «Я мыслю, следовательно, я существую». Это значит, что бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.
Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека.
В философской системе Гегеля бытие рассматривается в чистом виде как абстрактная, лишенная качественной определенности всеобщность.
В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии, прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь, т.е. бытие имеет смысл лишь как бытие человека.
В религиозном экзистенциализме бытие трактуется как осознание временности, как постоянный страх перед небытием, сознание бесценности своей личности. Например, на грани смерти возникают острые переживания бытия. Получается, что бытие проявляет себя только тогда, когда ему грозит небытие.
Таково далеко не полное изложение конкретных взглядов на феномен бытия, сложившихся в истории философской мысли.
Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. Основные формы бытия: 1– бытие вещей; 2 – бытие человека; 3 – бытие социального; 4 – бытие духовного.
1 – Бытие природы, существующей независимо от сознания человека, сложно и противоречиво. Оно является предпосылкой человеческого существования. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени (была, есть и будет). Но бытие отдельных ее явлений, процессов, состояний – преходяще. Они возникают, изменяются, умирают, то есть становятся небытием.
Бытие и небытие диалектически связаны между собой. Например, живой организм умирает, но его тело, перестав существовать как Живое, не исчезает из бытия природы. Но живут дела человека, результаты его труда.
Природа материальна и составляет объективную реальность, развивающуюся по законам, которые от человека не зависят.
Бытие человека осуществляется в диалектическом единстве его телесного и духовного существования. Человек существует как индивид, и вместе с тем его индивидуальное бытие включено в человеческую историю, связано с бытием социально-историческим.
Бытие духовного (идеального) складывается из индивидуального человеческого сознания и общественных идей. Это наука, культура, искусство, идеалы, ценности и т. д.
Бытие социального включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе, так и бытие самого общества, представляющей собой непрекращающуюся смену поколений людей.
«Бытие» как исходная интегральная характеристика слишком абстрактное и наполняется содержанием только в контексте других категорий.
Все существующее, все, что может возникнуть и возникло, образует реальность, различают 2 вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность внутренний мир человека. Глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».
Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, которую обозначают как субстанцию. Субстанция – это внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Ученияо, о субстанции, называются монистическими. В зависимости от того, что мыслится в качестве субстанции – материя или дух – различают материалистический монизм и идеалистический монизм. Монизму противостоят дуализм, согласно которому существует два исходных начала (и материя, и дух), и плюрализм, допускающий множество самостоятельных субстанций. А современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции, приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса.
Можно найти определенные границы применения таких категорий, как «бытие» и «материя».
- бытие более широкая категория, т.к. она охватывает не только объективную, но и субъективную реальность.
- бытие и материя могут использоваться для разграничения сущего и являющегося (то, что осознанно человеком в процессе деятельности).
- Материя выражает момент устойчивости, телесности, а бытие - неустойчивости, бестелесности.
Таким образом, философская категория бытия заключает в себе достаточно сложное содержание. При его осмыслении немало трудностей. Любое философское рассуждение начинается с представлением о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Это вечный вопрос. Как философская категория, бытие представляет собой предельно общее понятие о существовании.